Схема и тех характеристики аз 22. Автомобиль «Волга» (22 ГАЗ) универсал: обзор, описание, характеристики и отзывы. Описание «Волги» универсал

1962 ГАЗ 22 «Волга» Универсал

ГАЗ-22 «Волга» - советский автомобиль среднего класса с грузопассажирским кузовом типа универсал. Серийно производился с 1962 по 1970 год на заводе ГАЗ в городе Горький. Оснащался пятидверным несущим кузовом с 5-7-местным трансформируемым салоном. Базовый автомобиль - седан ГАЗ-21Р «Волга» третьей серии. ГАЗ-22 (ранние выпуски - ГАЗ-М-22) обозначался как грузопассажирская отдельная модель (таким образом, «универсала ГАЗ-21» не существовало). ГАЗ-22 имел различные модификации, также на его основе выпускались карета скорой помощи ГАЗ-22Б и (другими заводами и мастерскими) фургон ГАЗ-22А .

ИСТОРИЯ

Разработка универсала на базе выпускавшегося с 1956 г. нового массового автомобиля ГАЗ-21 «Волга»велась параллельно с проектированием седана, но до серии дошёл только универсал на базе третьей серии ГАЗ-21Р, хотя опытные и предсерийные прототипы были на базе второй серии ГАЗ-21И. ГАЗ-22 существенно отличался от базового седана и имел полностью свои кузовные панели после средней стойки.

С 1965 года, вместе с простой базовой моделью ГАЗ-22В (не отличавшейся внешне от исходного ГАЗ-22), часть универсалов выпускались как ГАЗ-22Г в улучшенном оформлении (т. н. «экспортный хром» или «люксовый хром» как на седане ГАЗ-21М), которые поставлялись на экспорт, но частично и шли на внутренний рынок. Помимо, как на базовом седане, хромированной решётки радиатора и молдингов поясных, под лобовым и задним стеклами, «подоконных», по верху крыльев, для ГАЗ-22Г добавлялись широкие хромированные накладки под третьим рядом окон, являющиеся продолжением поясного молдинга.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При складывании заднего сидения ГАЗ-22 в кузове образовывалась ровная площадка для груза. В сочетании с высоким потолком это обеспечивало достаточно большую вместимость автомобиля. Рессорыбыли более жёсткими, чем у седана. Грузоподъёмность составляла 176 кг (при перевозке 5 человек) или 400 кг (при перевозке двух человек).

Любопытно, что на заводе боковина кузова универсала ГАЗ-22 изготовлялась из штатной цельноштампованной боковины кузова ГАЗ-21 (образца после 1961 года), у которой вручную отрезалась задняя-верхняя часть, вместо которой присоединялась отдельно отштампованная деталь.

В отличие от седана с шинами 6.70-15″, для универсалов ГАЗ-22 применялись более грузоподъёмные шины размера 7.00-15″ (возможно было также использование шин 7.10-15″ от автомобиля ЗИМ; а на каретах скорой помощи использовались обычные шины 6.70-15″).

В остальном кузова и агрегаты универсалов ГАЗ-22 были аналогичны седану ГАЗ-21Р/ГАЗ-21УС.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Практически все выпущенные автомобили распределялись между государственными организациями, преимущественно - таксопарками, торговыми организациями и службой скорой медицинской помощи. В такси универсалы ГАЗ-22 использовались в качестве грузопассажирских - перевозили пассажиров с габаритным багажом. ГАЗ-22 использовались пожарными в качестве штабных машин. Также в аэропортах для парковки самолётов использовались как эскортные автомобили ГАЗ-22 со спецокраской и светящимся табло на крышке багажника с надписью «Следуйте за мной / FOLLOW ME».

Медицинская (санитарная) модификация универсала была широко распространена в службе скорой медицинской помощи. Кузова отслуживших своё ГАЗ-22 (как и ГАЗ-21) иногда использовали в качестве основы для создания железнодорожных мотодрезин, которые снабжали самодельным шасси с железнодорожными колёсами.

Товаром народного потребления универсал ГАЗ-22 не являлся, то есть, возможность приобрести его в личное пользование в обычном порядке предусмотрена не была. Одно из немногочисленных исключений - ГАЗ-22 артистаЮрия Никулина, проданный ему в 1964 году в особом порядке - для перевозки объёмного циркового снаряжения.

В связи с поставками только в государственные организации, где действовали нормы списания по сроку эксплуатации с утилизацией, количество сохранившихся до наших дней экземпляров невелико, а их сохранность как правило очень плохая - в силу своего утилитарного назначения эти автомобили ездят до полного износа и имеют массу переделок.

Как и базовый седан, универсалы ГАЗ-22 поставлялись на экспорт, в том числе в капиталистические страны, причём, вопреки распространённому мнению, не по демпинговым ценам. Так, британский журнал «The Motor» в июле 1964 года, при замечании в некоторой старомодности и нединамичности, очень высокой оценки удостоил такие качества универсала, как вместимость, конструктивный запас прочности, проходимость, долговечность. Автор статьи Рэб Кук (Rab Cook) адресовал машину в первую очередь мелкому фермеру, восхищаясь её универсальностью и практичностью. Большого внимания заслужила и цена автомобиля, которая составляла 998 фунтов с налогами за автомобиль в полной комплектации. Серьёзные нарекания вызвали только отсутствие каких-либо сервоприводов, ограниченные пределы продольной регулировки переднего дивана и требующий обновления дизайн.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

  • ГАЗ-М-22 - 1962-1964, базовый универсал;
  • ГАЗ-М-22А - опытный фургон, произодившийся также кустарно;
  • ГАЗ-М-22Б - 1962-1964, санитарный автомобиль (карета скорой помощи);
  • ГАЗ-М-22БК - 1962-1964, санитарный автомобиль, 85 л.с.;
  • ГАЗ-М-22БКЮ - 1962-1964, санитарный автомобиль, 85 л.с., тропический вариант;
  • ГАЗ-М-22БМ - 1962-1964, экспортный санитарный автомобиль, 85 л.с.;
  • ГАЗ-М-22БМЮ - 1962-1964, тропический экспортный санитарный автомобиль, 85 л.с.;
  • ГАЗ-22В - 1965-1970, модернизированный базовый;
  • ГАЗ-М-22Г - 1962-1969, экспортный, 75 л.с.;
  • ГАЗ-М-22ГЮ - 1962-1965, тропический экспортный, 75 л.с.;
  • ГАЗ-22Д - 1965-1970, модернизированный санитарный автомобиль;
  • ГАЗ-22Е
  • ГАЗ-22ЕЮ - 1965-1970, модернизированный тропический экспортный санитарный автомобиль;
  • ГАЗ-М-22К - 1962-1964, экспортный, 75 л.с.;
  • ГАЗ-М-22КЭ - 1962-1964, экспортный, 75 л.с., с экранированным электрооборудованием;
  • ГАЗ-22М
  • ГАЗ-22МБ - 1965-1970, модернизированный экспортный санитарный автомобиль;
  • ГАЗ-22МЮ - 1965-1970, тропический модернизированный экспортный, 85 л.с.;
  • ГАЗ-22МЮ - 1965-1970, модернизированный экспортный, 85 л.с.;
  • ГАЗ-22Н - 1965-1970, модернизированный экспортный, правое рулевое управление;
  • ГАЗ-22НЮ - 1965-1970, модернизированный экспортный, 85 л.с., правое рулевое управление;
  • ГАЗ-22НЕ - 1965-1970, модернизированный экспортный санитарный автомобиль, правое рулевое управление;

Санитарные модификации ГАЗ-22Б имели крепление для носилок в кузове, минимальное медицинское оборудование. В салоне была перегородка после переднего сидения. Салон был отапливаемым и имел хорошее освещение. Внешне санитарные автомобили отличались опознавательными знаками (красные кресты), матовыми задними стёклами, фарой-искателем (прожектором) на левом переднем крыле и опознавательным огнём с красным крестом на крыше. Окрашивались в белый цвет. В настоящее время число сохранившихся полностью комплектных карет скорой помощи на базе ГАЗ-22Б неизвестно, большинство было после списания переделано в грузопассажирские.

Безоконный в среднем и заднем ряду опытный развозной фургон ГАЗ-22А был создан на заводе в 1961 году. В серию он не пошёл, но по его образцу, в связи с немалой потребностью городских организаций в развозных машинах, строили фургоны авторемонтные заводы. Такие фургоны выпускались разными АРЗ как на базе новых ГАЗ-22, так и на базе списанных машин.

Также авторемонтные заводы часто переделывали выработавшие свой ресурс универсалы (как и седаны) в пикапы. Московский АРЗ делал пикапы с простой угловатой грузовой платформой, окрашенные преимущественно в шоколадно-коричневый цвет (по некоторым источникам, чтобы сделать менее заметной ржавчину). Наиболее совершенные конструктивно и качественные пикапы делали в Латвии, там автомобили снабжали грузовой платформой с бортами сложной формы, повторяющей сечение кузова обычной «Волги», что придавало автомобилю более законченный внешний вид.

Качество изготовления фургонов и пикапов большинства авторемзаводов и автомастерских было обычно невысоко, ресурс соответственно невелик. Кроме того, в личное пользование они не продавались. В связи со всем этим, фургонов и пикапов до нашего времени практически не сохранилось.

Известны также полноприводные универсалы. Кроме выпущенных ГАЗом пяти универсалов 4×4 (один из которых, по некоторым данным, использовалсяБрежневым для выездов на охоту), они представляли собой переделки серийных машин того или иного качества исполнения, выполненные с использованием агрегатов от серийных полноприводных вездеходов, такие как эти автомобили (кроме самой первой фотографии).

В КИНО

  • «Сказка о потерянном времени», Семь стариков и одна девушка - автомобиль скорой помощи
  • «Шофёр на один рейс»
  • «Шаровая молния»
  • «Ещё раз про любовь»
  • «Старые песни о главном 2»
  • «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - автомобиль скорой помощи
  • «Обвиняются в убийстве» - автомобиль «скорой помощи», на котором работал один из убийц, Шкуть
  • «Следствие ведут ЗнаТоКи. С поличным» - дежурный автомобиль

1962 ГАЗ 22 «Волга» Универсал
2.4 л / 75 л.с.
Авто на полном ходу, ежедневная эксплуатация.
Дв-ль -газ 24, кузов безномерной, КПП родная, переключение руле,
собиралась из 2х доноров поэтому получился такой год выпуска, зато можно наряжать во вторую серию!!
наличие “колхоза” обусловлено эксплуатацией, все легко демонтируется
после нового года планировалась полная перекраска кузова (предыдущему хозяину покрасили без нормальной подготовки, краска “шелушится”)
задняя часть авто обклеена тепло звукоизоляцией к-флекс 25мм, дальше не успел
из крупного приданного- двери в круг (3 новых, 1 б/у), крыло заднее, КПП, торпеда, панель приборов в сборе, приемник, зимняя резина бриджстоун на дисках ну и 2-3 мешка всякой мелочи.

срочно, цена снижена пока не решен финансовый вопрос, авто обмен только с Вашей доплатой Комплект летних шин в подарок.

Вконтакте

Первые опытные образцы универсала, который впоследствии получил индекс ГАЗ-22 «Волга», появились еще в середине 50-х годов. Универсал существенно отличался от седана, после средней стойки у него были уже собственные кузовные панели, хотя они и изготавливались из штатных боковин седана ГАЗ-21 , у которых вручную отрезали заднюю верхнюю часть, а на ее место присоединяли отдельно отштампованную деталь. В остальном кузов и агрегаты ГАЗ-22 были точно такими же, как у «Двадцать первой Волги» третьей серии (ГАЗ-21Р и ГАЗ-21УС) выпуска 1065-1970 года.

Первый серийный универсал ГАЗ-22 «Волга» покинул ворота автозавода «ГАЗ» в 1962 году, а в 1965 году автомобиль подвергся модернизации, после чего стал именоваться как ГАЗ-22В. Позднее завод выпустил экспортный вариант универсал с улучшенным оформлением под индексом ГАЗ-22Г, эта модификация подобно седану ГАЗ-21М отличалась повышенным хромированием отдельных элементов кузова.

Купить автомобиль ГАЗ-22 в личное пользование было нельзя, за редким исключением, этим исключением был артист Юрий Никулин, которому продали универсал для перевозки циркового снаряжения. Все остальные автомобили ГАЗ-22 «Волга» распределялись между государственными организациями: в таксопарки, торговые организации, в службы скорой медицинской помощи и в качестве штабного автомобиля для пожарной службы. Автомобили ГАЗ-22 в роли такси перевозили пассажиров с габаритным багажом. Медицинская модификация ГАЗ-22Б имела крепления для носилок в кузове и минимальное медицинское оборудование, салон был отапливаемым, с хорошим освещением и был отделен от места водителя перегородкой.

В 1970 году универсал ГАЗ-22 «Волга» был снят с производства, ему на смену пришел уже массовый универсал на базе «двадцать четвертой Волги» .

Дизайн и конструкция

По сравнению с седаном универсал ГАЗ-22 получился достаточно вместительным, с высоким потолком, при сложенных задних сиденьях получалась ровная площадка для груза. Задняя дверь состояла из двух половин, верхняя часть со стеклом открывалась вверх, а нижняя часть откидывалась вниз, образуя ровную поверхность одной высоты с багажником.

Еще одним отличием от седана стали более жесткие рессоры, а так же шины большей грузоподъемности. Это позволило перевозить грузы весом до 180 килограмм с пятью пассажирами на борту, либо двух пассажиров и 400 килограмм груза.

Универсалы ГАЗ-22 комплектовали точно таким же двигателем, как и седан, для автомобилей которые оставались внутри страны устанавливали двигатель ЗМЗ21/21А объемом 2445 см3 и мощностью 75 лошадиных сил, а экспортные модели комплектовали двигателем ЗМЗ-21Д/Е с увеличенной до 85 лошадиных сил мощностью. А вот автоматическую коробку передач на универсал не устанавливали, на него ставили исключительно 3-ступенчатую механическую.

Модификации

ГАЗ-М-22

Базовый универсал образца 1962-1964 годов.

ГАЗ-М-22А

Опытный экземпляр автомобиля с кузовом типа фургон, который так же производили кустарно.

ГАЗ-М-22БК, ГАЗ-М-22БКЮ

Санитарный автомобиль ГАЗ-М-22БК образца 1962-1964 годов, оснащенный двигателем мощностью 85 лошадиных сил и его тропический (южный) вариант ГАЗ-М-22-БКЮ.

ГАЗ-М-22БМ, ГАЗ-М-22БМЮ

Экспортная модификация санитарного автомобиля образца 1962 - 1964 годов под индексом ГАЗ-М-22БМ с двигателем мощностью 85 л.с. и её тропический (южный) вариант ГАЗ-М-22БМЮ.

ГАЗ-22В

Модернизированный универсал образца 1965 - 1970 годов.

ГАЗ-М-22Г, ГАЗ-М-22ГЮ

Экспортный универсал с улучшенным оформлением образца 1962 - 1969 годов и его тропический вариант ГАЗ-М-22ГЮ образца 1962-1965 годов.

ГАЗ-22Д

Модернизированный санитарный автомобиль образца 1965-1970 годов.

ГАЗ-22Е, ГАЗ-22ЕЮ

Экспортный модернизированный санитарный автомобиль образца 1965-1970 годов и его тропический вариант.

ГАЗ-М-22К, ГАЗ-М-22КЭ

Экспортный универсал с двигателем мощностью 75 л.с., который выпускали в 1962-1964 годах, получил индекс ГАЗ-М-22К, а его модификация с экранированным электрооборудованием называлась ГАЗ-М-22КЭ.

ГАЗ-22М, ГАЗ-22МЮ

Модернизированный экспортный универсал образца 1965-1970 годов и его тропический вариант.

ГАЗ-22МБ, ГАЗ-22МБЮ

Экспортный санитарный автомобиль образца 1965-1970 годов и его тропический вариант.

ГАЗ-22Н, ГАЗ-22НЮ

Модернизированный экспортный универсал образца 1965-1970 годов с правым расположением рулевого колеса и его тропический вариант.

ГАЗ-22НЕ

Еще один экземпляр экспортного санитарного автомобиля, но с правым расположением рулевого колеса.

Слово "универсал" тогда еще было новым. В СССР универсальными считались анальгин, автомат Калашникова, зубной порошок и оберточная бумага - то, что на все случаи. На долю же легкового автомобиля таких случаев могло выпасть три: перевезти с комфортом пассажиров, доставить груз либо совместить первое и второе.

Анонсирован первый прототип ГАЗ-22 был в августе 1960 года. Его кузов получил силовую структуру задней части, длинную крышу, оригинальные задние двери и стекла, складывающуюся спинку заднего сиденья, багажный отсек. Масса кузова возросла на 100 кг, номинальная грузоподъемность - на 75 кг. Вся эта нагрузка, естественно, ложилась на рессоры задней подвески и шины. Поэтому рессорные листы универсала имели повышенную жесткость по сравнению с ГАЗ-21.

Универсал мог перевозить 5 человек (вместе с водителем) и 175 кг груза в заднем отсеке, а при сложенной спинке заднего сиденья - двух человек и 400 кг.

По разным данным, было собрано до пяти машин для опытной эксплуатации на ГАЗе и предприятиях Горького. Машины были сделаны в деталировке выпускаемой тогда второй серии ГАЗ-21 - с соответствующей решеткой радиатора, оленями на капотах, фонарями и подфарниками в тяжелых окладах, массивными клыкастыми бамперами. Для того, чтобы борт грузового отсека мог свободно откидываться, клыки заднего бампера были уменьшены по высоте. Таких клыков было изготовлено в два раза больше, чем экспериментальных ГАЗ-2, но все равно в наше время их уже не найти.


Параллельно с универсалом ГАЗ разработал еще две рабочие версии - машину скорой медицинской помощи 22Б и цельнометаллический фургон 22А грузоподъемностью полтонны. Первая должна была восполнить транспортный вакуум, образовавшийся в сфере здравоохранения после снятия с производства в 1960 году санитарной ЗИМ ГАЗ-12Б. Вторая - предназначалась для тех самых "малых партий". Всю эту линейку летом 1961 года выставили на ВДНХ.

ГАЗ-22 в народе упорно называли "универсал ГАЗ-21" . Так было понятнее тем более, приобрести "двадцать вторую" рядовому человеку в СССР не представлялось возможным. Обычная "Волга" (ГАЗ-21) - и та являлась пределом мечтаний, а универсал как идеальная семейная машина был мечтой даже за пределом государственной границы. Дело в том, что дополнительные потребительские свойства ГАЗ-22 - грузоподъемность и объем багажного отсека - давали бы простому советскому человеку возможности дополнительного заработка: обогащению от дачного участка, сверлильного станка, извоза и прочей индивидуальной трудовой деятельности. ПУстить такую машину в оборот торговли - значило пробить брешь в государственном устройстве. Путем несложного открывания задней двустворчатой двери универсал тут же превращался бы из личной машины в частную собственность, в средство производства. Частной собственности в действующей с 1936 года конституции СССР предусмотрено не было. Потому ГАЗ-22 и не являлся товаром народного потребления, его не продавали и не регистрировали на частных лиц.
Приобретение ГАЗ-22 было доверено гражданам только в начале 70-х, после снятия модели с производства и ее тотального вымещения из гаражей госучреждений (аналогичным образом отходили в частные руки и кареты скорой помощи).

Одно из немногих исключений было сделано для народного артиста Юрия Владимировича Никулина . В написанном им союзному правительству письме была доходчиво обоснована необходимость приобретения "Волги-универсала" для перевозки реквизита советского, а не какого-нибудь частного цирка. Неизвестно, в каком году было получено разрешение, но уже вво время съемок в фильме "Андрей Рублев" (1965-1966 годы) у Юрия Владимирович действительно появился черный красавец-универсал.


"Шофер на один рейс" (реж. В.Зобин, 1981 год)




В фильме "Шофер на один рейс" ГАЗ-22 получает самую значимую и осмысленную кинороль в своей истории. Знатной колхознице необходимо купить в Москве машину. В ее представлении - "Жигули" или "Москвич". Ее случайный попутчик настаивает: "Волгу" надо покупать, "двадцать первую-универсал". Пройдет, где хочешь, нагрузишь - сколько хочешь. Грузовик!".
Готовый слоган для памятника автомобилю! То есть и через 20 лет с момента начала производства и 10 лет после снятия ГАЗ-22, купленный по случаю его списания с автобазы, считался в СССР лучшей альтернативой сразу всем отечественным машинам.


СНАРУЖИ И ВНУТРИ

На переднем диване легко могли поместиться трое взрослых, но ОРУД-ГАИ пресекали такие попытки Педальный узел идентичен ГАЗ-21 третьей серии: уже нет педали насоса централизованной смазки, зато появилась "лягушка" насоса омывателя лобового стекла Знаменитый спидометр с прозрачной "сферой"
Серийный ГАЗ-22 выпускались в деталировке третьей серии "Волги" - с так называемой облицовкой "китовый ус" и "узкими" бамперами... ...а также с задними фонарями без тяжелого металлического оклада Так выглядит блок управления "климат-контролем". Пусть не столь эффективно дует, зато эффективно смотрится
Часть ГАЗ-22 не оборудовалась радиоприемников. Его масто занимала специальная пластмассовая вставка - редкая по нынешним временам деталь Выключатель внутрисалонного освещения расположен на правой - пассажирской - стойке Характерная для всех "Волг" того поколения выштамповка "росчерк молнии" на задних дверях
Запасное колесо и ниша для инструмента находились под ровным полом грузового отсека Складная спинка заднего сиденья фиксировалась к борту резиновыми запорами Самая характерная деталь в оформлении ГАЗ-22 - ручка нижнего борта с плафоном освещения номерного знака

Откинутая вниз нижняя створка задней двери могла служить площадкой для перевозки длинномеров или же походным столиком на привале
Все электроразъемы фар, поворотников и сигналов вынесены на передний щит Моторный отсек ГАЗ-22 идентичен ГАЗ-21 третьей серии Электромотор вентилятора печки вынесен из салона в моторный отсек - хоть он и редко вызывал нареканий, но обслуживать его удобнее именно под капотом
Интенсивность обдува радиатора изменялась створками жалюзи На всех ГАЗ-21/22 устанавливался генератор постоянного тока "Кастрюля" воздушного фильтра. В ней - фильтрующий элемент из капроновой лекски и 300 мл отработанного масла в качестве пылеулавливателя

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Схема автомобиля ГАЗ-22 "Волга"

Технические характеристики ГАЗ-22 "Волга" Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
Число мест 5 без нагрузки общий 1560 кг
Максимальная скорость 120 км/ч на переднюю ось 730 кг
Время разгона до 100 км/ч 34 сек на заднюю ось 830 кг
Паспортный расход топлива 11-13,5 л/100 км
Электрооборудование 12 V Дорожные просветы:
Аккумуляторная батарея:. 6СТ-55-ЭМ под передней осью 200 мм
Генератор Г-12 под задней осью 190 мм
Реле-регулятор РР-24
Стартер СТ21 Наименьший радиус поворота:
Прерыватель-распределитель РЗ-Б по колее переднего наружного колеса 6,3 м
Свечи зажигания А14У
Размер шин 7,10-15
Объем топливного бака 60 л
  • Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
  • Подвеска задняя: зависимаяна, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик
  • Тормоза: барабанные, с одноконтурным гидравлическим приводом, прямого действия
  • Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом включения
  • Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах, рычаг управления - на рулевой колонке
  • Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738
  • Карбюратор: К-22И, с 1960 года - К-105
  • Максимальная мощность: 70 л.с.при 4000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 167 Нм при 2200 об/мин

Не равнодушен я к легковым авто 50–60-х годов в двухцветной окраске. Живи я в то время, будь у меня тогда возможность купить машину (что вряд ли), и будь у меня возможность выбрать цвет (что практически исключено), уж как-нибудь извернулся и добавил бы к стоимости «Волги» 270 «послереформенных» рублей за «двухцветочку». Впрочем, эта «Волга» не была бы в кузове универсал. Ну, не продали бы её мне, как частнику. Если только тот Я, покупавший машину в шестидесятые, был бы не Юрий Никулин…

Касаемо прототипа, вспомним, что грузопассажирский автомобиль М-22 с универсальным кузовом (по определению тех лет) был разработан на базе автомобиля М-21Л , то есть «Волги» так называемой в народе «третьей серии». По сравнению с кузовом седана была изменена конструктивно-силовая схема задней части, машина получила некоторые новые кузовные панели и задние двери. Кроме того, универсал отличался усиленными задними рессорами и шинами большего типоразмера, а спинка заднего сиденья складывалась, образуя ровную поверхность с полом багажного отделения. М-22 , позже сменившая обозначение на ГАЗ-22 , предназначалась для решения народнохозяйственных задач, а в личное пользование его могли получить лишь граждане зарубежных стран, куда советский универсал с успехом экспортировался.


Фото с сайта motor.kz .

ГАЗ-22Г , одна из экспортных модификаций, отличалась обилием «люксового хрома»: хромированная решётка радиатора, как на седане (у обычных 22-х «китовый ус» окрашивался в цвет кузова), хромированная обечайка лобового стекла, хромированные молдинги и накладки на крыльях и дверях, хромированные шильдики «_В_о_л_г_а_» . Не забывали на машины, предназначенные для поставки за рубеж, ставить наружные зеркала заднего вида.


«Экспортный» универсал на выставке «Автомобильная промышленность», посвящённой 90-летию отечественного автопрома и 75-летию ВДНХ (2014 г.).

Тут нужно отметить, что ребята из «ИСТ-Моделз» не стали себя утруждать и воспроизводить все хромированные «плюшки» оригинальной ГАЗ-22Г , ограничившись блестящей облицовкой радиатора, хромированным «окладом» окон задних дверей и нижним боковым молдингом. Плюс обязательное зеркало. Впрочем, модели такой минимализм пошёл на пользу, ни к чему излишняя блестящая киркоровщина. Да и прототип похожий имеется:

Посмотрим на модельку. Хотя сомневаюсь, что кто-то в «песочнице» её ещё не видел. Но лишний раз «похвалиться» красивой свежеприобретённой машинкой, да ещё за вменяемые деньги, не грех. Тем более, что все, кто такую купил, зажали и до сих пор сопесочникам не показали. ;)

Модели я почти никогда не дорабатываю. Но смириться с на редкость идиотскими номерами я не смог. Белые передний однострочный номер «М Т 4 5 – 6 3 » (именно так, с конскими пробелами) и задний двустрочный - это что за нах? Может и было что-то такое в какой-нибудь стране-импортёре, но смотрится убого. Распечатал на самоклейке, насколько позволили возможности принтера, подмосковные номера из далёкого детства, приклеил поверх старых.

На крупных фото смотрится грубовато, но на полке – норм. И всяко лучше стокового безобразия.

Голубая «автолегендовская» М-22 была у меня с самого начала увлечения маленькими машинками. Досталась она мне вместе с почти сотней её собратьев разной степени «бэушности», скупленных по случаю за почти символическую цену у потерявшей интерес к теме молодой семейной пары. В принципе, некомплектные модели я старался не брать (отбракованные мной машинки тут же отправлялись на растерзание ползавшим под ногами двум симпатичным малышам), но за всем не уследишь, и «Волжанка» досталась мне без антенны.

Учитывая свою любовь к двухцветным тёплым и ламповым автомобилям 50–60-х, АЛ-овскую М-22 я всё-таки решил заменить на «Истовую» ГАЗ-22Г . Впрочем, и журнальную тоже пока оставил на полочке. Одна из лучших «автолегенд», как-никак. Антенну какую-нибудь всё-таки надо присобачить при случае.

Правда, у «автолегендовской» с первичными половыми признаками определённой модификации тоже не всё слава Богу. Вроде, базовая советская «Волга»-универсал, но почему-то с хромированным «китовым усом» и надписью «Волга» на переднем крыле…

Если сравнить журнальную машинку с регулярной, в активе «Истовой» «Волги травлёные дворники, антенна и шильдик на капоте; более приличная светотехника; «китовый ус» отлит чётче (хотя, тоже не затонирован); уплотнители окон. Ну и элементы «красивой жизни»: зеркала, вайтволы, двухцветная окраска, хромированные окантовки окон.

И, конечно, худо-бедно (в отличие от «журналки») проработанный интерьер.

Наружное зеркало, правда, прилепили немного не туда. Надо было к рамке двери, а оно оказалось на передней стойке. Промахнулись на пару миллиметров.

К донышку на моделях отношусь безразлично. Но заглянул и туда: что-то там такое слегка проработано.

Бокс – приятное дополнение к модели. Штука полезная, в отличие от бестолковых бесколпачных подиумов европейских журналок.

1966 GAZ VOLGA M22G . Ну, тут с обозначением немного перемудрили. Раз 1966 год, то уже не М-22 , а ГАЗ-22 .

Ещё одна «экспортная» 22-я, разошедшаяся многотысячным журнальным тиражом по нашей необъятной – венгерский полицай с непроизносимой надписью на двери.

Автомобиль ГАЗ-22 известен широкой публике как машина с кузовом универсал. Серия производилась на Горьковском заводе с 1962 года по 1970-й. В салоне спокойно могли помещаться 5-7 человек за счет трансформирования кресел. Кузов делался из специального материала, который формировал несущую конструкцию.

За все время производства было создано несколько в свое время смог полностью удивить отечественных покупателей. Базой для «Волги» стал седан.

Изначально 22-я модель выпускалась специально для перевозки грузов и пассажиров. На ее основе производились такие машины, как модификация Б (скорая помощь) и А (фургон). Последователем модели стал ГАЗ-24-02 - один из наиболее популярных, к тому же он поступил на продажу на внутренний рынок. Последний достаточно часто встречается в настоящее время на дорогах в весьма хорошем состоянии.

История производства

Одновременно с созданием представленного седана разрабатывалась модель с кузовом универсал. Однако до серийного производства она так и не дошла. С конвейера сошел через некоторое время универсал, созданный на базе третьего поколения ГАЗ-21Р. На тот период уже существовали успешно созданные экземпляры. Они представляли собой «родителей» модели 21И. Выпускаемый ГАЗ-22 достаточно сильно отличается от оригинального седана, имеет свои особенности и преимущества.

В 1965 году началось серийное производство базовой модели, получившей название 22В. Она мало чем отличалась по внешнему виду от своего прототипа, но имела несколько иные технические характеристики. Некоторые экземпляры долгое время выходили в свет под названием ГАЗ-22Г.

Стайлинг этой модели имел улучшенные характеристики. Большая часть авто уходила в другие страны, так как производилась машина для экспорта. Но все же некоторые отсылались на внутренние рынки. Модель имела хромированные детали (речь идет о решетке радиатора, молдингах, поверхности под лобовым и задними стеклами) и поясные накладки. Эта «Волга» (универсал) была достаточно известной в

Небольшая характеристика

Весьма приличная (и впечатляющая) вместительность в салоне легко обусловливается некоторыми свойствами автомобиля. Во-первых, задние сиденья установлены так, что сложить их можно без особых усилий. Этот нюанс позволяет перевозить в машине крупные грузы. Во-вторых, большую роль играет и высокий потолок. Одно из главных отличий от седана - наличие более твердой пружины подвески. При перевозке двух пассажиров максимальная грузоподъемность машины ГАЗ-22 составляет 400 кг; если речь идет о перевозке сразу пятерых человек, то уместить автомобиль дополнительно способен не больше 180 кг.

Говоря об используемых материалах при сборке, следует сразу уточнить, что кузовная боковина полностью по качеству соответствует той, которая установлена на ГАЗ-21. У нее в ручном режиме отрезалась верхне-задняя часть, а вместо нее на заводе устанавливалась дверь.

Еще одно отличие от оригинальной модели - шины. Более новая получила устойчивый вариант покрытий.

Популярность машины

Автомобиль изначально не выпускался для продажи обычному покупателю. Все экземпляры распределялись между государственными организациями. Речь идет о больницах, милиции, таксопарках. Больше всего машину этой серии использовали таксисты для перевозки пассажиров с достаточно габаритным грузом. Также часто данные автомобили применялись в качестве санитарных машин.

Впервые ГАЗ-22 («Волга») стала личной машиной в 1964 году. Она была подарена Юрию Никулину для перевозки цирковых принадлежностей.

Из-за того, что автомобиль больше всего использовался в государственных организациях, на сегодняшний день встретить на дорогах «Волгу» данной серии достаточно сложно. Сохранилось мало моделей в подобающей форме. Это связано с тем, что материал, используемый при сборке, оказался слишком нестабильным.

«Волга» универсал, как и седан, поставлялась в другие страны, как бы ни показалось это странным, по Многие американцы, вопреки большому количеству минусов, отмечали хорошую вместительность, устойчивость на поворотах, прочность, долговечность и проходимость. Не оставляли без внимания и саму стоимость автомобиля.

Модельный ряд ГАЗ: модификация 22Б

Те экземпляры, которые создавались для больниц, имели специальные крепления для носилок. Это значительно облегчало работу врачам. Конечно же, производитель позаботился и о минимальном медицинском обеспечении. Передние сиденья в ГАЗ-22Б отделены от задних при помощи перегородки. Хорошее освещение и отопление - то, что отличало модель от других экземпляров этой же серии. Пренебрегать данными вопросами не имело смысла, ведь медицина - серьезная сфера жизни.

Фургон 22А

Впервые с конвейера 22А сошел в 1961 году. Средний и задний ряды сидений автомобиля не имели окон. К сожалению, в серийное производство машина так и не была запущена. Однако многие автомобильные заводы строили по этому образцу свои фургоны, доделывая их и совершенствуя с каждым новым разом. Их потребность объяснялась постоянной нуждой в транспорте для перевозки грузов.

Разработка модельного ряда

Достаточной частой практикой было создание пикапов из универсалов и седанов данной модели. Московский ремонтный завод (АРЗ) постоянно производил новые версии старых известных машин, добавляя угловатые платформы. Большая часть автомобилей была окрашена в шоколадный цвет. Наиболее качественными экземплярами являлись те, которые сходили с конвейера в Латвии. Здесь выпускались более законченные внешне машины. Им добавляли сложные платформы, благодаря чему они были более устойчивы к тяжелым грузам.

Те автомобили, которые были фургонами и пикапами, никогда не отличались особым качеством сборки. Их ресурс был невелик, а в личное пользование они никогда не продавались. Сейчас найти хотя бы одного представителя ГАЗ-22 (технические характеристики описаны ниже) данного типа практически не представляется возможным.

Известно, что изготовлялась «Волга» в качестве универсала с полным приводом. Одной из таких машин пользовался, по слухам, Леонид Брежнев для выезда на охоту. Помимо подобных средств передвижения, с конвейера сходили и просто переделки уже имеющихся экземпляров. Их постоянно дополняли и немного изменяли.

Технические характеристики

Производитель данной модели «Волги» - Горьковский автомобильный завод, что, в принципе, понятно из базового названия. Автомобиль принадлежит к классу E (иначе говоря, к среднему). Данный универсал имеет пять дверей и рассчитан на пять-семь человек. Если рассматривать различные комплектации, то можно уточнить, что «Волга» выпускалась с задним приводом, она была переднемоторной.

На автомобиль ставились три различных двигателя: мощностью 75 л.с. (для внутренней реализации), 85 л.с. и дизельный агрегат 58-65 л.с. (данные автомобили шли на экспорт). Коробка передач имеет четыре ступени, она механического типа и полностью синхронизированная. Бак рассчитан на 55 л бензина. Максимальная скорость, которую можно получить, не превышает отметки 115 км/ч. На 100 км съедает около 15 л топлива ГАЗ-22. Цена колеблется в пределах 150 тыс. рублей.

Разработка 22-й модели в игровой и сувенирной сфере

Так вышло, что масштабные в массовое производство не попали как в СССР, так и в России. Изначально они выпускались единицами, немного позже изготовлялись мелкие партии отдельными фирмами и компаниями, среди которых отметить можно располагающиеся на Украине (Херсон и Киев).

На данный момент сувенирные «Волги» производит китайская компания. Голландская фирма предоставляет за весьма высокую стоимость качественные экземпляры. Среди коллекционеров именно они считаются максимально приближенными к оригиналу копиями.

Фанаты компьютерных игр могут полюбоваться ГАЗ-22 в игре GTA. Здесь в каталоге находятся сразу три модификации, среди них такси и фургон. Также можно найти пикап модели ГАЗ-21.