Разрешен ли поворот налево с правой полосы. Поворот направо: по правилам или как все. А вы так «У»меете? I – Подготовка к повороту

Выполнение поворотов на перекрестке: практическая методика обучения

О движении через перекрестки говорится много. Подробно рассмотрены правила проезда через регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Кто поедет первым и вторым, кому надо уступить дорогу при повороте направо и налево - все это знать, конечно, надо. Но кроме умения определять очередность движения, надо еще владеть техникой выполнения поворотов на перекрестках. А вот об этом говорят не так много.

Штрафы и штрафные очки

Если вы подойдете к своей правой группе и повернитесь к Клужу, вы можете быть в порядке. Несоблюдение правил и обязательств по изменению полосы движения или направления движения, если не происходит аварии, санкционировано 2-3 штрафными точками и 2 штрафными очками. В случае аварии происходит санкция с 4-5 точками и 3 штрафными очками.

Обратите внимание на улицу Хореа и Сучава

Штраф составляет 105 леев. Как на улице Хореа, так и на улице Сучева на пересечении с улицей Аврам Ианку, нет двухполосного маркера. Но дорожная полиция предупреждает, что на этих улицах находятся две улицы. Таким образом, если вы путешествуете по улице Сучава, и вы хотите повернуть направо на улицу Аврам Ианку, вы попадете в правую сторону, и если вы хотите отправиться в парк Бальческу, вы окажетесь на обочине дороги.

Обычно данная тема отдается на откуп инструктору. Практика - это, конечно, хорошо, но без теоретической подготовки первый же поворот может стать и последним. Поэтому с техникой поворотов в первую очередь надо разбираться на бумаге и лишь затем на дороге.

Продолжаем публикацию авторских материалов Сергея Федоровича Зеленина , посвященных актуальным методическим вопросам обучения безопасному вождению в рамках программы подготовки водителей в автошколах. С. Ф. Зеленин - один из ведущих и авторитетных профильных специалистов страны, почти четверть века посвятивший разработке и практическому применению прогрессивных методик обучения будущих водителей.

Через перекресток можно проехать прямо, направо, налево и в обратном направлении (развернуться). Проезд прямо, как правило, не вызывает вопросов. Подробного рассмотрения требуют повороты направо, налево и разворот.

Начнем с менее сложного маневра - поворота направо.

Поворот направо можно мысленно разложить на три отдельных этапа:

I - Подготовка к повороту

II - Собственно поворот

III - Выход из поворота

Первый этап.

Если перед поворотом направо Вы перестроились на крайнюю правую полосу , то этого еще недостаточно. Занять надо крайнее правое положение (Правила дорожного движения, далее ПДД - п. 8.5), и поверьте, это не одно и то же.

Крайняя полоса бывает настолько широкой, что там спокойно умещаются два-три легковых автомобиля, а мотоциклы и считать не стоит. Крайнее положение предполагает такое расположение Вашей машины на проезжей части, что уже никому не захочется проехать между Вами и тротуаром (рис. 1, 2).

Если Вы начнете поворот из положения 2 (рис. 1), то ждите неприятностей. Слишком велика вероятность того, что в салон Вашей машины заедет мотоцикл, а может быть, и обычный легковой автомобиль. Поэтому перед любым поворотом направо необходимо вспомнить разницу между полосой и положением , подумать о шустриках, которые любят залезать во всевозможные щели и занять на дороге реальное крайнее правое положение.

При подготовке к повороту направо необходимо помнить также о различии траекторий движения передних и задних колес машины. Особое внимание следует уделять грузовым автомобилям с прицепами.

В процессе подготовки к повороту направо водитель длинномерного транспортного средства вынужден принять немного влево, чтобы избежать наезда задними колесами машины или колесами прицепа на угол тротуара (ПДД - п. 8.7).

Въехать во двор или на другую прилегающую к дороге территорию водители длинномерных транспортных средств могут только с предварительным смещением влево. И, конечно, находятся «умники», которые спешат залезть в образовавшуюся щель, намереваясь проехать прямо (рис. 3).

Необходимо учитывать, что водитель грузовика, как правило, не в состоянии увидеть низкий легковой автомобиль справа в щели между собой и тротуаром.

К сожалению, эта авария является классической, о чем следует знать и помнить не только водителям длинномерных транспортных средств, но и водителям шустрых малолитражек.

Если перед началом поворота направо конфигурация данного места вынуждает Вас прибегнуть к предварительному смещению влево, то Вы обязаны проконтролировать сзади движущийся транспорт и обеспечить безопасность маневра (ПДД - п. 8.7).

Теперь взглянем на ту же ситуацию с другой стороны. Если Вы видите, что перед местом возможного поворота направо впереди идущий грузовик или автобус чуть-чуть смещается влево, то вероятнее всего водитель готовится именно к повороту направо. В таком случае следует снизить скорость и дать ему возможность спокойно закончить маневр.

Второй этап.

При повороте направо ПДД (п. 8.6) обязывают водителя по возможности удерживать крайнее правое положение на протяжении всего маневра (рис. 4). Давайте сформулируем это правило чуть покороче: при повороте направо держись угла тротуара .

А если в это время дорогу, на которую Вы поворачиваете, переходят пешеходы? Может, их немного объехать, обогнуть? Что и делают некоторые нерадивые водители.

ПДД предусматривают эту ситуацию (п. 13.1). При повороте направо и налево водители обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть .

Как уступать, это Вы решайте сами. Можно плавно остановиться в некой заранее запланированной точке траектории движения. Можно просто уменьшить скорость до величины, позволяющей быстро принять правильное решение об остановке или продолжении движения в зависимости от развития ситуации. Иногда (не часто и только для водителей со стажем), лучшим способом уступить является увеличение скорости движения. Но в любом случае Вы должны сохранить определенную законом и логикой траекторию крайнего положения !

Попытка объезда пешеходов по замысловатой траектории закономерно приводит к аварии с ударом сзади в бок или спереди в лоб (рис. 5).

Поэтому настоятельно советую Вам, особенно первое время, при повороте направо придерживаться угла тротуара и уступать дорогу пешеходам, как это делают культурные водители из дальнего зарубежья. А там глядишь, и в привычку войдет.

Третий этап.

Из соображений безопасности по окончании поворота направо некоторое время имеет смысл двигаться по крайней правой полосе . Чуть позже, оценив ситуацию на дороге, можно будет приступать к перестроению на соседнюю полосу, если оно входит в Ваши планы.

А что делать, если на расстоянии 10 метров после поворота у тротуара стоит грузовик?

В таком случае у Вас есть выбор из двух вариантов последующих действий.

Можно отважиться на выход из поворота сразу на вторую полосу (рис. 6, траектория А). Но такой вариант поворота требует быстрого и правильного анализа ситуации на перекрестке. Необходимо контролировать все машины, приближающиеся слева, а также подпирающие Вас сзади.

Для новичка поворот по траектории А может оказаться делом непосильным. Поэтому лучше воспользоваться рекомендациями по пере-
строению в сложной ситуации.

Сразу после поворота следует остановиться в крайнем правом положении, дождаться полного отсутствия машин у себя за спиной и только после этого объехать припаркованный грузовик (рис. 6, траектория Б).

Особо отмечу, что при выходе из поворота ни в коем случае нельзя оказаться на полосе, предназначенной для встречного движения (ПДД - п. 8.6). Причем данное правило относится к любому повороту. При повороте направо выехать на встречную полосу, надо еще умудриться, но при повороте налево такое весьма вероятно.

О подготовке к левому повороту и технике его выполнения - в следующем выпуске журнала.

Статья подготовлена редакцией «Учебная литература» издательства «Мир Автокниг».

В материале использованы фрагменты книги издательства «Мир Автокниг».

Любой поворот, правый или левый имеет свою траекторию движения. Рассмотрим сегодня траекторию поворота направо.

Поворот направо можно разделить на три этапа:

  1. Подготовка к повороту.
  2. Поворот.
  3. Выход из поворота.


ПЕРВЫЙ ЭТАП

Подготовка к повороту. По правилам дорожного движения вы знаете, что поворот направо мы можем осуществить только с крайней правой полосы , а также, перед поворотом направо нужно занять крайнее правое положение. Два выделенных выражения — это не одно и тоже.

Крайняя полоса может быть такой широкой, что там спокойно умещается пара легковых автомобилей.


А крайнее положение подразумевает, что уже никому не захочется попробовать проехать между Вашим автомобилем и тротуаром. Если Вы начнете поворот из положения 2, то ждите неприятностей.

Слишком велика вероятность того, что в салон Вашей машины заедет мотоцикл или легковой автомобиль.


Перед каждым поворотом направо стоит вспомнить разницу между «полосой» и «положением» и вспомнить о «шустриках» на дорогах.

ВТОРОЙ ЭТАП

Второй этап поворота направо — это собственно сам поворот. Начав поворот из крайнего правого положения, следует удерживать это положение на протяжении всего пово­рота. Можно сказать и чуть короче:

«При повороте направо «оближите» угол».

Углы бывают разные, поэтому в зависимости от формы угла тротуара или газона траектория движения автомобиля может быть плавной или «ло­маной» .

«Ломаная» траектория

При этом не забывайте об эффекте смещения задней части автомобиля к центру поворота.

На рисунке показано, как уберечь колеса своего автомобиля от поврежде­ния о бордюрный камень и не наехать на ноги пешехода, стоящего на углу тротуара. До начала поворота надо немного отъехать от края проезжей части и уже из этого положения начи­нать поворот направо.

Поворот в «угловатом» месте

Смещение влево перед поворотом направо допустимо только в узких проездах без интенсивного движения (например, во дворах). На обычных дорогах такой маневр будет опа­сен из-за движущихся рядом машин, да и, как правило, в этом нет никакой необходимости, поскольку на перекре­стках все углы обычно скруглены.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Третий этап поворота направо — это завершение поворота, т.е. выход из поворота. Завершить поворот направо желательно с выездом на крайнюю правую полосу, по правилам ПДД .

Если в это время дорогу переходят пешеходы, их можно объехать?


По ПДД - при повороте направо и налево вы обязаны уступить дорогу пешеходам .


Как уступать, это Вы решайте сами. Можно плавно остановиться в определенной точке зара­нее спланированной траектории движения. Мож­но уменьшить скорость движения до величины, позволяющей быстро принять правильное реше­ние (остановиться или продолжить движение) в зависимости от ситуации. Но попытка объезда пешехода недопустима, так как она, как правило, приводит к аварии с ударом «сзади в бок» или «спереди в лоб».

Исходя из описанных «перспектив», прибли­жаться к любому перекрестку надо с тщательно разработанным планом всех своих последующих действий, в том числе с полной готовностью усту­пить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую Вы собираетесь поворачивать. При этом траектория поворота, определенная Пра­вилами и логикой, должна быть сохранена.Все вышеизложенное относится как повороту направо, так и к повороту налево.

Думаю, с пешеходами все понятно. А что де­лать, если в нескольких метрах от поворота у тротуара стоит машина?


В этом случае у Вас есть как минимум два варианта действий:

  1. Можно «отважиться» на выход из поворота сразу на вторую полосу (траектория «А»), но для этого требуется более тщательный анализ ситуа­ции на перекрестке.
  2. Или Вы поворачиваете на правую полосу, сразу же после поворота останав­ливаетесь в крайнем правом положении, дожида­етесь полного отсутствия машин у себя за спиной, и только после этого объезжаете стоящую машину (траектория «Б»).