Как правильно управлять грузовым автомобилем с прицепом. Как выполняется парковка задним ходом. Маневрирование по трассе

Как известно, управлять легковым автомобилем намного проще, чем специализированным грузовым. Обойтись без этих железных гигантов в сельскохозяйственной или производственной сфере не получится, поэтому для использования этой техники нужно знать всю специфику координации и вождения.

Управление развозными фургонами, автомобилями-тягачами и бортовыми грузовиками не составит сложности. Тут надо сосредоточиться на весе и габарите автомобиля и быть более аккуратным при манипуляциях с акселератором и рулем. При управлении прицепами и полуприцепами главным в управлении станет умение контролировать находящийся позади контейнер с грузом. Все манипуляции с рулем должны быть плавными, без резких движений. Так как масса груза зачастую намного больше массы самого автомобиля, при резком движении можно, просто-напросто, получить вылет прицепа из седла. Для этого груз нужно расположить как можно ближе к седлу — это обеспечит дополнительную устойчивость седла. Все маневры должны быть аккуратными. Для торможения необходимо оставлять запас дороги.


Роллинг ваших окон увеличивает видимость ваших зеркал, которые вы должны постоянно проверять. Помните, что вы не можете сразу видеть вас. Будьте безопасны и удачливы. - Джордж Раймонд. Вы должны использовать оба зеркала, чтобы направлять вас при настройке корректировки. Звук рога перед подпиранием и использовать четырехсторонние мигалки в любое время, когда автомобиль находится в обратном порядке.

Вы ведете трейлер, а не грузовик. Трактор направляет трейлер. Ведущие оси трактора становятся рулевой осью прицепа. Помните, что когда вы поворачиваете рулевое колесо вправо, задняя часть прицепа идет влево, и когда вы поворачиваете рулевое колесо влево, задняя часть прицепа идет вправо.

При движении нужно обращать внимание на шкалу тахометра. Более экономичное вождение соответствует зеленому сектору, наибольшая мощность тормоза-замедлителя развивается в черном секторе, а максимально допустимая частота коленвала наступает в красном секторе, а это значит, что в данный сектор заходить нельзя.


Если на грузовике вам предстоит сдать задом (допустим, это будет место разгрузки) и припарковаться, то при подъезде к нужному месту включите соответствующий сигнал поворота, а далее — аварийное включение. Так следующий за вами транспорт будет знать, что вы паркуетесь, и объедет вашу машину. К месту разгрузки рекомендуется подъезжать задним ходом. Вы должны внимательно оценить обстановку и осмотреть место, куда вы планируете заехать, запомнить расположение других транспортных средств и прочих предметов. После того как проедут машины по проезжей части, вы можете совершать маневр по въезду на свое место. Если некоторые машины попытаются объехать ваш грузовик, лучше остановиться и пропустить их. После этого, убедившись, что все пешеходы остановились, можно заезжать.


Как вы чувствовали себя в первый раз, когда вы поддерживали трейлер-трейлер, и какие стратегии вы использовали для этого? Для многих людей мысль об обращении трейлера в ограниченное пространство очень запугивает, часто до такой степени, что они полностью избегают этого. Если это звучит так, как вы, то, возможно, настало время, чтобы дать ему поход. С полезными советами Абеля и немного практики вы будете реверсировать, как профессионал в мгновение ока!

Используйте свои зеркала. Не забудьте следить за автомобилем. Управляйте своим прицепом. Правильно, правильно. Если сомневаетесь.

  • Держите свою прохладу.
  • Получайте планшет.
  • Планируйте свой маршрут.
  • Проверяйте свой трейлер.
  • Установите себя.
Независимо от ситуации, самое главное помнить - сохранять спокойствие. В конечном счете вы хотите, чтобы ваши движения были медленными, устойчивыми и расслабленными. Даже если у вас есть немного толпы или, может быть, какой-то трафик, ожидающий, чтобы пройти мимо, не торопитесь и будьте осторожны.

Заезжая с яркого дневного света в темное пространство, откройте окна, так вы лучше сможете разглядеть в зеркала, куда вы движетесь.


Когда возникнет необходимость выехать с узкой второстепенной дороги на главную, то, подъехав к ней, вам надо стать у перекрестка по центру дороги. Если не получится стать по центру, при повороте направо может образоваться проблема. Машина, едущая справа по главной дороге, при повороте на нашу дорогу застрянет на углу перекрестка, а вы не сможете повернуть направо. Если вы стоите по центру дороги — эта машина вас пропустит.


Если вы не чувствуете себя комфортно в своей текущей строке, двигайтесь вперед и повторите попытку столько раз, сколько потребуется. Не стоит ничего разрушать ради гордости или держать этого нетерпеливого водителя с задержкой в ​​30 секунд! Если возможно, попросите друга помочь вам. Одна из самых сложных вещей в обращении с прицепом - это попытка увидеть, что происходит вокруг вашего автомобиля и прицепа, пытаясь сохранить визуальный контакт с возможными опасностями. Со вторым набором глаз, помогающих вам, вы можете сосредоточиться на том, чтобы держать трейлер под контролем и немного больше уверенности в том, что вы делаете.

При управлении грузовиком одно простое правило нужно помнить всегда: будьте предсказуемы для других участников движения, старайтесь всегда уступать дорогу и держите всегда дистанцию с другими транспортными средствами для возможности совершать маневры.

Зеркала вам в помощь

Если у вас есть определенная помощь, обязательно общайтесь с ними часто и убедитесь, что они всегда остаются видимыми в ваших зеркалах. Комбинация голосовых и ручных сигналов всегда работает лучше всего, поэтому убедитесь, что они четкие, четкие инструкции; путаные «идти» и «нет» могут иметь катастрофические последствия.

Прежде чем вы попадете в машину, вы всегда должны быстро проверить, где вы планируете обратить вспять. Даже если вы хорошо знакомы с этим районом, вам нужно быть уверенным, что ваш путь очищен от всех возможных опасностей. Проверьте наличие каких-либо объектов, о которых вам нужно знать, таких как горшечные растения, краны или водосточные трубы, и обязательно включите все накладные расходы.

Транспортным средствм категории «Е» является автопоезд, который отличается от бортового автомобиля эксплуатационными свойствами, усложняющими управление. Автопоезд длиннее одиночного автомобиля в 1,5-2 раза. Тягач и полуприцеп соединены одним шарниром, а в соединении с прицепом и меются два шарнира (рис. 1). Вследствие наличия шарнирных соединений поперечные перемещения автомобиля при движении вызывают соответствующие поперечные колебания полуприцепа и особенно прицепа. Существует критическая скорость, при достижении которой возникают автоколебания (незатухающие колебания с постоянной амплитудой) прицепа. Если критическая скорость меньше максимальной скорости автопоезда, возможно возникновение автоколебаний прицепа при рабочих скоростях движения. Возникновение затухающих колебаний прицепа, но с большой начальной амплитудой может произойти при резком изменении траектории тягача, например, при объезде препятствия.

Один из аспектов, который часто игнорируется, - это высота прицепа. Получите приблизительное представление о самой высокой точке вашего автомобиля и прицепа и проверьте все опасности выше. Если вы думаете, что это может даже приблизиться к удару чего-либо, тогда его часто лучше всего вытащить измерительную ленту. Вы можете подумать о себе, что вы просто успокоитесь, когда попадете в эту часть, но это то, что можно легко забыть.

Правильно проходим повороты

Если ваш трейлер будет приближаться к низко висящей линии электропередач, остановитесь. Это всегда должно быть само собой разумеющимся, но никогда не рискуйте в этой ситуации. Либо настройте свою нагрузку, пока не узнаете ее четкость, либо не возьмете предметы вручную.

Рис 1 Схема соединения тягача с прицепным составом:
а - соединение с полуприцепом; 6 - соединение с прицепом; 1 - шарнирное соединение тягача с прицепным составом; 2 - шарнирное соединение тележки с прицепом


При движении по кривым малых радиусов радиус траектории движения полуприцепа и прицепа заметно меньше, чем у тягача (рис. 2). Поэтому траектория движения тягача на повороте отличается от траектории движения одиночного автомобиля - интервал между кромкой твердого покрытия и внутренним колесом дороги должен быть больше.

Теперь, когда вы знаете, что ваш маршрут ясен, его время для быстрого осмотра прицепа. Вы также должны проверять любые возможные опасности, такие как перетягивание каната на земле. Большие прицепы часто используют тормозную систему, как показано на рисунке ниже. Если это так, и вы реверсируете в гору, вам может потребоваться перевернуть блокировку блокировки, чтобы временно отключить их, иначе каждый раз, когда вы попытаетесь отменить торможение прицепа, будет применено! Просто не забудьте включить их снова, когда закончите.

Со всем остальным заботясь о своем времени, чтобы залезть в машину и начать работу. Чтобы облегчить жизнь себе, вы всегда должны начинать с вашего транспортного средства и прицепа в соответствии с тем, куда вы планируете отправиться. Последнее, что вы хотите, это исправить трейлер с самого начала.

Рис. 2 Увеличение на повороте динамической ширины Вд автопоезда в сравнении с одиночным автомобилем:
R вн - внутренний радиус поворота; R нар - наружный радиус поворота


Обобщая, отметим, что динамическая ширина автопоезда больше, чем у одиночного автомобиля, что необходимо учитывать. В процессе движения необходимо с помощью зеркал заднего вида регулярно контролировать величину колебаний прицепа и при необходимости снижать скорость.
Увеличение полной массы автопоезда в сравнении с одиночным автомобилем снижает его скоростные свойства. При обгоне скорость автопоезда увеличивается медленнее, чем у одиночного автомобиля, а возврат на свою полосу движения возможен только после того, как не тягач, а прицеп уйдет от обгоняемого автомобиля на требуемую дистанцию. Поэтому путь обгона значительно удлиняется. С учетом увеличения динамической ширины автопоезда надежность управления при обгоне снижается.
Увеличение полной массы автопоезда уменьшает максимальное замедление при торможении, а увеличение длины - повышает время срабатывания тормозов. Поэтому динамический габарит в направлении движения увеличивается, и при движении в транспортном потоке необходимо увеличивать дистанцию, а в условиях ограниченной видимости - больше снижать скорость.
Наличие шарнирных связей между тягачом и прицепом или полуприцепом (далее прицеп) ухудшает курсовую и траекторную устойчивость автопоезда при торможении, так как колеса тягача и прицепа могут скользить в поперечном направлении независимо одно от другого. При этом возникает «складывание» автопоезда (рис. 3) (этот термин возник потому, что автопоезд складывается наподобие перочинного ножа). На рис. 3,а по казано складывание автопоезда в результате заноса задней оси тягача, на рис. 3,б - заноса прицепа, а на рис. 3,в - снос прицепа в результате накатывания прицепа на тягач. При этом происходит снос передних колес прицепа.
В зависимости от типа складывания автопоезда изменяется алгоритм действий водителя, после того как он отпустит педаль тормоза.
При заносе тягача (см. рис. 3,а) необходимо, как и при заносе автомобиля, нажать на педаль сцепления и поворачивать рулевое колесо в сторону заноса. При этом полезно притормозить колеса прицепа. Однако выполнение последней рекомендации маловероятно, так как подтормаживание прицепа производится рычагом, для чего необходимо оторвать одну руку от руля и вращать его только другой рукой.
При заносе полуприцепа, заносе и сносе прицепа (см. рис. 3,б и 3,в) необходимо, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса, нажать на педаль скорости.

Маневрирование по трассе

Это может означать, что вам нужно проехать еще 5 - 10 м вперед, но в то же время вы можете сэкономить много времени и разочарований. Когда вы начнете реверсирование, не забудьте использовать зеркала. Некоторым людям легче поворачиваться и смотреть в заднее окно, но это оставляет много опасных слепых пятен и может сделать процесс сложнее, если вы никогда этого не делали раньше. В некоторых ситуациях вы, возможно, не сможете увидеть заднюю часть, так что учиться реверсировать с помощью ваших зеркал - это умение хорошо учиться.

Рис. 3 «Складывание» автопоезда:
а - занос тягача; б - занос прицепа; в - снос прицепа


Один из сложных моментов при заносе прицепа и сносе прицепа заключается в том, что водитель не ощущает их, он может только увидеть отклонение прицепа в зеркала заднего вида. Поэтому очень важно умение предвидеть возможность такого поведения прицепа и проверять свой прогноз, поглядывая в зеркала заднего вида.
При прекращении торможения на какое-то время и, тем более, при нажатии на педаль скорости остановочный путь увеличивается. Поэтому необходимо увеличивать резервы пространства перед автопоездом. Применение циклического способа торможения существенно повышает надежность управления. Наиболее надежным является торможение автопоезда, оборудованного антиблокировочной системой.
При возникновении заноса тягача или прицепа на повороте алгоритм действий водителя сохраняется таким же, как и при торможении.

Рис 4 Движение автопоезда задним ходом:
а - с полуприцепом; б - с прицепом; 1-8 - последовательность позиций автопоезда при маневре

Ваши боковые зеркала могут использоваться как точка отсчета. Если вы переворачиваете по прямой линии, держите колесные арки прицепа даже в обоих. Если один из них более заметен, чем другой, ваш трейлер начинает поворачиваться таким образом, и вам нужно его исправить. Чем это больше видно, тем сложнее ваш трейлер поворачивается.

Не забудьте следить за автомобилем!

Постоянное внимание к вашим зеркалам также означает, что вы с большей вероятностью обнаружите какие-либо опасности раньше и даете вам достаточно времени для исправления. Его легко увязнуть во всем, что происходит за вами, но не забудьте регулярно смотреть вверх, чтобы убедиться, что вы не собираетесь ударить носом с вашего автомобиля. Вы можете делать небольшие корректировки с помощью рулевого колеса, но если вы забудете об этом достаточно долго, этого может быть достаточно.


Наибольшую сложность представляет движение автопоезда задним ходом по причине наличия шарнирных соединений. В отличие от одиночного автомобиля, при отклонении полуприцепа или одноосного прицепа от заданной траектории рулевое колесо необходимо поворачивать в сторону отклонения полуприцепа (рис. 4,а). Полуприцеп быстро реагирует на поворот рулевого колеса, но не выходит на прямолинейную траекторию, а начинает отклоняться от нее в другую сторону. Поэтому прямолинейное движение автопоезда с полуприцепом или с одноосным прицепом задним ходом должно происходить следующим образом. Начиная движение при прямолинейном положении автопоезда (позиция 1), необходимо быстро переводить взгляд с одного зеркала заднего вида на другое. Как только станет заметным отклонение полуприцепа в одну сторону (позиция 2), необходимо тут же повернуть рулевое колесо на небольшой угол в эту сторону. Как только полуприцеп покажется в противоположном зеркале (положение 3), необходимо примерно на такой же угол повернуть рулевое колесо в сторону этого отклонения полуприцепа и т.д. Из изложенного следует, что при движении задним ходом водитель автопоезда должен практически непрерывно поворачивать на небольшие углы рулевое колесо, отслеживая отклонения полуприцепа (позиции 4-8).
Особенность движения задним ходом автопоезда с двухосным прицепом в соединении его с тягачом связана с появлением еще одного шарнира. Это приводит к тому, что рулевое колесо на таком автопоезде нужно, как на одиночном автомобиле, поворачивать в сторону, противоположную отклонению прицепа. Поэтому при движении задним ходом на автопоезде с прицепом необходимо, наблюдая через зеркала заднего вида за отклонениями 1- 4 прицепа (рис. 4,б), реагировать на это поворотами рулевого колеса в сторону, противоположную отклонению прицепа.
Если в процессе движения задним ходом автопоезд начинает «складываться», необходимо остановиться, продвинуть его вперед до выравнивания, а затем возобновить движение назад.
Поворот автопоезда с полуприцепом на 90° при движении назад выполняется следующим образом (рис. 5,а). На «ползучей» скорости необходимо повернуть рулевое колесо в сторону, противоположную повороту «до упора», и медленно продолжать движение задним ходом (позиции 1 и 2). При этом автопоезд начинает «складываться», оставаясь практически на месте. Когда угол складывания станет равным приблизительно 90°, необходимо возвратить рулевое колесо в нейтральное положение и продолжить его по ворот в противоположную сторону до упора (позиция 3). По мере «раскрытия» автопоезда необходимо возвращать рулевое колесо к нейтральному положению (позиции 4 и 5). В момент выравнивания автопоезда рулевое колесо должно стоять прямо. Это позволит начать движение в новом направлении (позиция 6).

Рис 5. Поворот автопоезда задним ходом на 90°:
а - с полуприцепом; б - с прицепом; 1-7 - последовательность позиций автопоезда при маневре


Для поворота на 90° при движении задним ходом автопоезда с прицепом (рис. 5,б) необходимо при движении с «ползучей» скоростью (позиция 1) повернуть рулевое колесо в сторону поворота до упора и продолжить медленно двигаться назад (позиция 2). При этом прицеп поворачивается, а автопоезд «складывается». В позиции 3 , когда прицеп повернется примерно на 45°, необходимо быстро повернуть рулевое колесо до упора в противоположную сторону (позиция 4). В положении 5 необходимо вновь повернуть рулевое колесо в сторону поворота (позиция 6). При дальнейшем движении назад по мере «раскрытия» автопоезда необходимо возвращать рулевое колесо в нейтральное положение (позиции 6 и 7).

Контрольные вопросы
1. Какие особенности автопоезда отличают его от одиночного автомобиля?
2. Что такое «автоколебания прицепа»?
3. Какой маневр тягача может вызвать колебания прицепа?
4. В чем отличие траектории движения тягача автопоезда от траектории одиночного автомобиля на крутом повороте?
5. Что называется «складыванием» автопоезда?
6. Какой алгоритм действий водителя при «складывании» автопоезда в результате заноса тягача?
7. Какой алгоритм действий водителя при «складывании» автопоезда в результате заноса полуприцепа или прицепа?
8. В какую сторону необходимо поворачивать рулевое колесо при отклонении полуприцепа во время движения задним ходом?
9. В какую сторону необходимо поворачивать рулевое колесо при отклонении прицепа во время движения задним ходом?
10. Какова последовательность действий водителя при повороте полуприцепа на 90° во время движения задним ходом?
11. Какова последовательность действий водителя при повороте прицепа на 90° во время движения задним ходом?

Что-то, с чем вы можете столкнуться в первые пару раз, управляется в правильном направлении. Это может показаться простым, но поскольку трейлер всегда будет поворачивать обратный путь к вашему автомобилю, и вы уже идем в обратном направлении, эта ситуация не кажется такой интуитивной, как вы думаете.

Самый простой способ подумать об этом - посмотреть на нижнюю часть вашего рулевого колеса как направление прицепа. Если вы переместите нижнюю часть вашего колеса влево, трейлер пойдет влево. После того, как вы контролируете эту концепцию, не забудьте сделать небольшие и частые корректировки. Точно, сколько вам нужно, чтобы повернуть колесо, будет сильно варьироваться в зависимости от длины прицепа, поэтому начните с четверти оборота и соответствующим образом настройте.