Как работает ножной тормоз на велосипеде. Все про задний тормоз на велосипеде

Эффективное торможение при скоростном спуске на велосипеде может в буквальном смысле спасти. В городских условиях зависимость жизни и здоровья от качественных параметров тормозных компонентов не критична. Но там, где скорость, затяжные спуски и крутые повороты, — эффективность тормозной системы не только обеспечивает удовольствие от управления велосипедом, но и избавляет от многих проблем, связанных с поломками или потерей контроля над дорогой. Поэтому самое пристальное внимание необходимо уделить установленным тормозам. Многие любители , обладающие сравнительно большим опытом, предпочитают собирать технику по частям, выбирая отдельные компоненты, исходя из индивидуальных соображений. Когда речь заходит о тормозной системе, как правило, возникает вопрос выбора:

Что лучше v-brake или дисковые тормоза?

Категоричный ответ без оценки конкретно взятой ситуации может оказаться ошибочным. Указанные тормозные системы имеют существенные отличия. В первую очередь, это касается конструкции и места расположения. Тормоза типа v-brake крепятся к раме или на рулевой вилке в верхней части, с таким расчётом, чтобы прижимные колодки, закреплённые на рычагах давления, синхронно соприкасались с ободом в специально выставленном положении. Дисковые тормоза устанавливаются в непосредственной близости с колёсной осью. К колёсной втулке закрепляется тормозной диск, который при движении прижимается с обеих сторон колодками (иными по форме и способу установки, чем в случае с v-brake). В результате, достигается необходимая фиксация трением для замедления или полной остановки вращательного движения. Тормоза обоих видов устанавливаются на основу посредством специальных (предусмотренных в раме и ) отверстий: с внутренней резьбой — дисковые тормоза или совершенно гладкие — v-brake.

Механические и гидравлические тормозные системы

В отношении управления v-brake и механическими дисковыми тормозами присутствует основополагающее сходство: и в том, и в другом случае усилие от ручного прижимного рычага к тормозу передаётся через тросик, заведённый в «рубашку», которая крепится к раме и/или к рулевой вилке. В гидравлических дисковых тормозах передающее действие происходит по трубкам, заполненным тормозной жидкостью. Трубки гидролинии уязвимы для механических повреждений. В случае разрыва или образования течи гидравлический дисковый тормоз полностью теряет работоспособность. При попадании в гидролинию воздуха (в зависимости от концентрации воздушных пузырьков) работоспособность тормозной системы теряется полностью или частично.

К несомненным достоинствам гидравлического варианта следует отнести исключительную мощность максимального зажима и оперативную реакцию на управляющее движение. В механических системах передача усилия по тросику происходит с определённым опозданием, что может сказаться на эффективности управления, к примеру, при скоростном спуске. Сложность устройства гидравлических дисковых тормозов требует при необходимости проведения ремонтных работ создания особых условий. Когда как механические v-brake и дисковые системы вполне могут быть отремонтированы и/или настроены, что называется, в поле.

Сравнительные преимущества v-brake:

1. Неприхотливость, относительно несложная установка и настройка.
2. Доступная цена, особенно, в сравнении с гидравлическими дисковыми системами.
3. Простая облегченная конструкция, которая снижает общий вес велосипед. Может иметь значение для состязаний в определённых спортивных дисциплинах.
4. Достаточно мощная тормозная фиксация.
5. Доступное предложение колодок и запасных частей, что облегчает действия по техническому обслуживанию, частичной или полной замене и ремонту.

Недостатки систем v-brake:

1. Требуется высокое качество сборки колеса. При наличии «восьмёрки» существенно понижается эффективность. Значительный диапазон искривления препятствует равномерному контакту колодок с ободом. В результате может возникнуть избыточное трение, препятствующее полноценному вращению колеса в свободном режиме. Если же промежуток между колодками и ободом сделать чрезмерным, тогда мощность трущегося сцепления может оказаться недостаточной для создания необходимого тормозящего эффекта.
2. При попадании на металлический обод (без керамического покрытия) влаги v-brake становятся менее эффективными — колодки проскальзывают по ободу с неприятным резким звуком.
3. Трение колодок об обод при преобладающем экстремальном движении способно за достаточно короткое время протереть металл обода до состояния негодности.
4. По причине близости дорожного полотна при движении на колодки и на обод обильно попадают грязевые частицы, которые ускоряют процесс износа.
5. При затяжных спусках в результате постоянного трения происходит критический разогрев обода, что может оказать влияние на целостность покрышки (на участках непосредственного соприкосновения с ободом).
6. Расстояние между прижимными рычагами, предусмотренными конструкцией v-brake, не позволяет устанавливать сверхширокие покрышки для экстремальных условий движения.

Преимущества дисковых тормозов:

1. Эффективность работы не зависит от того, насколько ровный обод. Дисковые тормоза могут выполнять свои функции даже при критическом искривлении обода, вплоть до чиркающего трения покрышки о раму или рулевую вилку.
2. Не изнашивают обод.
3. Прекрасно работают в дождь, снег и при движении в грязевых условиях. Дисковые тормоза располагаются в отдалении от дорожного полотна, что минимизирует вероятность попадания грязевых частиц на поверхность тормозного диска.
4. Допускается установка покрышек любого размера.
5. Обеспечивается мощное тормозное усилие.

Недостатки дисковых тормозов:

1. По причине сложности конструкции и постоянного внесения производителями конструкционных изменений возможны трудности с ремонтом и заменой отдельных составляющих.
2. Диск легко деформируется и фактически не подлежит восстановлению. Поэтому при падении велосипеда и ударе диска или, скажем, при неосторожной транспортировке дисковый тормоз может прийти в негодность.
3. Повышается нагрузка на спицы и на втулку.
4. Недопустимо попадание на диск масла и прочих смазочных веществ.
5. Масса дисковых тормозов больше, чем изделий типа v-brake.
6. Сравнительно более высокая стоимость.

Выбор за вами, друзья! Да прибудет с вами сила:) Смотрите видео для получения полной картинки про тормоза велосипеда:

Запчастью первой необходимости называют велосипедные тормоза. От них зависит безопасность, даже жизнь велосипедиста. Как всякое транспортное средство, велосипед должен быть с исправными тормозами, поэтому актуален вопрос о том, тормоза на велосипед какие лучше?

{ ArticleToC: enabled=yes }

Чтобы сделать выбор, нужно узнать о каждом из них. Ими могут игнорировать лишь райдеры, катающиеся на фиксированной скорости. Для остальных велосипедистов исправные тормоза – залог безопасности и здоровья.

Вначале большая часть велосипедов комплектовалась втулочными тормозами, т.е. встроенными во втулку заднего колеса («торпедо»).

Вращая педали в обратном направлении, велосипед останавливался. В наше время их встретить можно на одно- и многоскоростных городских велосипедах, складных и пр.

Реже используются тормоза барабанные, в которых барабан вращается вместе с втулкой, а тормозные колодки закреплены неподвижно на внутренней части. Этот тормоз отличается от описанного ранее тем, что устанавливаться может как на колесо заднее, так и на переднее.

Для многоскоростных велосипедов, снабженных внешним переключателем скоростей, существуют ободные (клещевые и консольные) тормоза (шоссейников, гибридов, турингов, внедорожников, горников). В них к неподвижным рычагам крепятся колодки, прижимающиеся с двух сторон к ободу.

Тормоза вибрейк – представляют консольный тип тормозов. Есть еще кантиливерные, в которых раздвоенный трос подсоединен сверху.

Самым совершенным считают ободной гидравлический тормоз, в котором отсутствуют тормозные рычаги. Но он стоит дорого и требует специальных колодок.

Дисковый – более усовершенствованный тип, состоящий из диска, крепящегося на втулке, установлен который на калипере или вилке. В последнее время стоимость дисковых тормозов снижается, позволяя им переходить в среду устройств малого и среднего диапазонов цен. Одновременно число поклонников классических ободных и менее надежных байков постепенно уменьшается.

Принцип действия v-brake тормозов, которые почти 100 лет доминировали, начиная с 90-х годов, необычайно прост: усилие на колодки поступает от рукоятки тормоза через трос., сдавливая ими обод с двух сторон, из-за чего колесо останавливается.

Их имеется несколько видов: механические, гидравлические и гибридные.

Гидравлические предпочтительны для экстремального катания.

Отличаются они продолжительным сроком службы и тем, что не нуждаются в частой регулировке.

Гибридные и механические подходят наилучшим образом для туристических длительных поездок. Они надежны, ремонтируются легко без специального инструмента, поэтому исправить их можно даже вдали от цивилизации.

Итак, на современных байках устанавливают такие типы тормозов:

  • ободные (V-Brake);
  • дисковые механические;
  • гидравлические.

Однозначно сказать, какой из перечисленных тормозов лучше, невозможно. Делается выбор по личным предпочтениям и иным факторам. Чтобы выбрать правильно, важно знать плюсы и минусы каждого.

Есть ли необходимость в Bmx тормозе?

Bmx тормоз велосипеда в действие может приводиться правой и левой тормозной ручкой, но не может сразу двумя, поскольку в системе имеется единственный тормозной тросик. Зачем тогда устанавливают две ручки? Чтобы торможение всегда было эффективно.

Ведь не нужно задумываться, с какой стороны тормоз стоит. Задние bmx тормоза применяют во флитленде и когда много катаются по городу, поскольку в разных ситуациях передние не всегда могут выручить.

Состоит эта система из нескольких составляющих: ручки, приводящей весь механизм в действие, «крабов», колодок. Эти тормоза могут быть на гиророторе или тросике. В последнем варианте руль может делать вокруг оси множество поворотов.

В случае с тросиком этого сделать не получится, но торможение будет эффективнее и быстрее. Выбирая, тормоза для своего велосипеда, определитесь, какой подходит больше, чтобы избежать разочарований.

Калипер тормоза

Дисковые тормоза велосипеда по конструкции различаются. Как следствие, разнятся они по способу передачи движения к тормозному механизму, т.е. с использованием жидкости или тросика.

Состоят они из ручки, установлена которая на руле велосипеда (управляет исполнительным механизмом), диска тормозного (ротора), адаптера, крепящего к раме калипер тормоз.

Устанавливают такие тормоза на различные типы велосипедов, выбирая при этом оптимальный размер ротора, зная, чем его диаметр больше, тем торможение эффективнее.

Для горной модели велосипеда достаточно установить диск диаметром 160-180 мм, для предназначенного для фрирайда велосипеда это будет уже 180-185 мм, а для даунхилла оптимальным решением будет диск размером 200-220мм.

В гидравлике ручка тормоза– это сложный механизм в сравнении с механикой. Помимо ручки с управляющим поршнем внутри, в комплект входит гидролиния и калипер. Различают закрытую систему, гидравлическую и оборудованную бочком для доливки масла, закрепленным на ручке.

Видео: Дисковые тормоза: гидравлические или механические?

Особенности и недостатки тормозов дисковых

Дисковые тормоза к велосипеду пришли от мотоцикла. Вначале истории они занимали широкую нишу. Их делят по типу привода на два варианта. В одном из них колодки получают тормозное усилие с помощью троса (механические), во втором — жидкости, помещенной в гидролинию (гидравлические).

В сравнении с ободными, они отличаются:

  • лучшей модуляцией, т.е. сила торможения контролируется точнее;
  • меньшей способностью загрязняться пылью, снегом, водой и грязью. Они попадают на ротор меньше, чем на обод;
  • нечувствительностью к «восьмеркам». У ободной, обод является рабочей поверхностью. Он того, насколько ровные стенки у него, зависит эффективность торможения. При искривленном ободе приходится разводить колодки, что отрицательно отражается на чувствительности, снижая силу торможения;
  • меньшим истиранием обода. Происходит это благодаря ротору, участвующему вместе с колодками в процессе торможения. Заменяют обычно его;
  • более продолжительным сроком службы:
  • тормозным усилием очень мощным. Его вполне хватает для езды туристической, городской, даже спортивной;
  • простая конструкция позволяет провести ремонт в дороге. Нужно иметь с собой лишь набор шестигранных ключей;
  • распространенностью тормозов, имеющих схожую конструкцию, что позволяет купить запчасти практически в любом специализированном магазине;
  • дешевизной и небольшим весом в сравнении с дисковыми, тем более гидравликой.

Недостатки

  • Тип тормозов, в которых между ободом и колодками расстояние не может превышать нескольких миллиметров, крайне зависим от качества сборки колес и присутствия «восьмерок».
  • Уязвимы к грязи и воде, поэтому в дождь их качество оставляет желать лучшего. Грязь же изнашивает быстро обода и колодки.
  • Очень восприимчива система в отношении настройки рычажной пружины, поэтому рубашки и тросы менять нужно часто. При сильном нажатии, усилие может снижаться из-за того, что тормоз разводит штаны вилки или перья рамы. Для борьбы с этим нужно устанавливать коромысло.
  • Частые и сильные торможения сказываются на износе обода, который происходит быстро, поэтому требуется замена.

Приемущества и недостатки дисковых тормозов

Приемущества

Если сравнивать механические и гидравлические тормоза, то преимуществ больше у последних:

  • лучшая модуляция. Трос, используемый в первом варианте трется (особенно, если он не смазан) о рубашку, а жидкость в гидролинии сопротивления не испытывает, поэтому затормозить легко, нажав на ручку даже пальцем;
  • с большей силой сжимаются колодки;
  • отпускание колодок более быстрое.

Недостатки

  • Главным из них является сгибающее усилие, которое на спицы действует при торможении, выгибая и ломая последние.
  • Другой существенный недостаток — больший вес, который дают даже втулки, необходимые для установки дисковых тормозов. Помимо этого, сложность возникает с заменой тормозной линии и колодок, поскольку на различных моделях даже одного и того же производителя применяются различные калиперы и колодки, различающиеся размером и креплением.
  • Наконец, возникает трудность с установкой багажника – проблема не существенная, но неприятная. Ну, и стоимость. Она немалая у гидравлических тормозов, что тоже относится к недостаткам.

Десипхер тормоза

К дисковой гидравлике относятся и decipher тормоза, которые применяются сегодня широко.

Плюсы и минусы ободных тормозов

Подводя итог, можно сказать, что к плюсам ободных относят:

  • простоту в установке и обслуживании. Его даже в походных условиях отремонтировать и настроить несложно;
  • устройство его таково, что поменять колодки несложно даже новичку; низкая стоимость.

Минусов у этих тормозов, к сожалению, много:

  • необходимость частой настройки и замены;
  • невысокая сила торможения делает их не надежными;
  • нагревание обода при торможении снижает его срок эксплуатации;
  • зависит от «восьмерок»;
  • снижает эффективность при попадании грязи и пыли;
  • отличается невысокой точность дозировки при торможении.

Плюсы и минусы тормозов дисковых

Вначале о преимуществах:

  • просты в установке;
  • не нуждаются в частом ремонте и настройке;
  • отличаются продолжительным сроком службы;
  • характеризуются мощной тормозной силой;
  • не зависят от пыли, грязи и нагрева при торможении;
  • легко ремонтируется в полевых условиях;
  • не «боится» поврежденного обода.

Однако, недостатков тоже достаточно:

  • требуется периодическая подтяжка растянувшегося тросика;
  • большой вес;
  • высокая цена;
  • требовательность к торсионной жесткости вилки, которую из строя он может
  • вывести раньше предусмотренного срока.

Видео: Дисковая гидравлика Promax Decipher

Преимущества тормозов гидравлических и недостатки

Этот вид отличается самой мощной силой торможения, а также:

  • он не требует частой настройки и ремонта;
  • срок эксплуатации достаточно продолжительный;
  • не боится нагрева и повреждения обода;
  • у него высокая переносимость к грязи и пыли.

Минусами считают:

  • сложность при проведении ремонта;
  • трудность с заменых колодок;
  • требовательность к торсионной жесткости велосипедной вилки;
  • невозможность ремонта в походных условиях;
  • дороговизну.

Тормоза педальные

Он приводится в действие, когда педали велосипеда вращают в сторону, противоположную рабочей. Установлен он на заднем колесе велосипеда и отличается способностью ехать назад, без вращения педалями, что во фристайле дает возможность выполнять определенные трюки.

Поскольку находится ножной задний тормоз во втулке заднего колеса, то не чувствителен к влаге и грязи, что является бесспорным его достоинством. Стоит такой тормоз недорого. К тому же, он прост в обслуживании и установке.

Недостатками педального тормоза являются, во-первых, то, что действует он только на ведущее заднее велоколесо. Во-вторых, имеется большой риск попасть в аварийную ситуации при соскальзывании цепи со звездочки. В-третьих, он несовместим с переключателем скоростей, поэтому устанавливается на односкоростные конструкции (или с планетарным переключателем).

Из сказанного можно сделать вывод: для внесезонной активной езды и горных походов лучше выбирать механический дисковый тормоз. В других случаях лидером являются V-brake тормоза – легкие, простые, долговечные, служащие в городских велосипедах годами.

Видео: Выбор тормозной системы для велосипеда


Тормоза для велосипеда, как и для любого другого транспортного средства – обязательный элемент, необходимый для управления велосипедом и обеспечения безопасности. Различают следующие типы:
  • ободные;
  • дисковые;
  • барабанные (педальные);
  • роллерные;

Ободные тормоза

Этот тормоз прост, как сам велосипед: грубо говоря, это по два рычага с резиновыми колодками, прикрепленные на перьях вилки и заднего треугольника, сходящихся под действием троса, который в свою очередь выбирается ручкой на руле.

Типы ободных тормозов

Система настолько же проста, насколько и эффективна. Такой механизм практически не может поломаться и легко поддается регулировке. Существует несколько типов ободных тормозов:

V-Brake тормоза

Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов.

Клещевые тормоза

Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надежен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.

Преимущества ободных тормозов

  • Простая и эффективная конструкция
  • Малый вес в сравнении с дисковыми тормозами или тормозами барабанного типа.
  • Невысокая цена.
  • Меньше нагреваются, чем дисковые тормоза.
  • Настройка очень простая, доступная, можно производить в полевых условиях.

Недостатки ободных тормозов

  • Ухудшение работы в грязь и мокрую погоду, это приводит к опасным ситуациям.
  • Если обод кривоват (восьмерка), тормоза будут цеплять его.
  • Колодки тормоза требуют относительно частой смены.
  • Невозможность установки на многие рамы и вилки.
  • Более быстрый износ обода. Этот недостаток важен для горных и других экстремальных велосипедов, для городских это несущественно.
  • стирание колодок и обода, нагрев при длительном торможении.
  • С V-brake тормозами невозможно использовать очень широкие покрышки.

Отчего же эти надежные тормоза постепенно вытесняются дисковыми даже в нише бюджетных велосипедов? Давайте посмотрим.

Дисковые тормоза

Дисковый тормоз представляет собой комбинацию из стального диска, размещенного на втулке велосипедного колеса, как правило, с левой стороны, и устройства, которое сжимает этот диск тормозными колодками - суппорта.

Дисковые тормоза делятся на 2 типа:

  1. Механические. Тормозное усилие передаётся с помощью тросика в рубашке.
  2. Гидравлические. Тормозное усилие передается жидкостью по гидролинии.

Устройство дисковых тормозов

Тормозной диск (ротор) прикреплен к втулке колеса, и тормозное машинке (калиперу), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.

Механические тормоза

Особенности механического тормоза

  • усилия от ручки передаются на трос;
  • трос подтягивается;
  • тормозная колодка перемещается в калипере;
  • под действием возвратной пружины она отскакивает от диска при ослаблении рычага.

Гидравлические тормоза

Особенности гидравлического тормоза

  • бачок с тормозной жидкостью или маслом;
  • гидролиния;
  • ведущий приводной цилиндр;
  • тормозные поршни.

Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.

Во многих механических дисковых тормозах подвижна только одна колодка, вторая же закреплена неподвижно относительно рамы. Это позволяет упростить и удешевить калипер, но приводит к необходимости по мере износа подтягивать неподвижную колодку. В гидравлических тормозах подвижны обе колодки.

Преимущества дисковых тормозов

  • Дисковые тормоза меньше засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса, работают в грязи, на снегу.
  • Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией.
  • Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
  • Можно использовать со слегка искривленной геометрией колеса, «восьмерки» не влияют на работу тормозов.
  • Дисковые тормоза редко требуют обслуживания.
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Большой срок службы колодок.
  • Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
  • Можно использовать в жестких условиях.

Недостатки дисковых тормозов

  • Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем других видов. Для «прокачки» гидравлических тормозов необходимо спецоборудование. Ремонт в полевых условиях требует большого опыта, но многие запчасти можно найти в обычном автомагазине. Но это относится, в основном, к гидравлическим дисковым тормозам.
  • Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной. Важно в некоторых дисциплинах.
  • Цена выше, чем у ободных тормозов.
  • Далеко не все модели лучше хороших ободных тормозов при большей цене;
  • Попадание масла на диск снижает эффективность торможения (существует методика удаления масла прокалкой длительным торможением).
  • Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
  • Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.

Выбор между механическими и гидравлическими дисковыми тормозами

Дисковые тормоза с механическим приводом дешевле и проще, поэтому подойдут тем, кто выбирает бюджетную модель велосипеда.

Область применения механики и гидравлики

Гидротормоза требуют наличия специализированной мастерской для ремонта гидролинии, прокачки, замены комплектующих. Есть смысл их брать, когда мастерская находится поблизости, чтобы обратиться туда за помощью.

Гидравлику лучше использовать в особо жестких условиях, где сила, точность и скорость торможения выносятся на передний план.

Если бюджет позволяет — берите гидравлику, ощущения от качественного торможения сложно описать словами, очень позитивные эмоции!

Барабанные тормоза

Механизм тормозов находится в задней втулке колеса, при этом сама втулка или её специальная часть является барабаном, а тормозные колодки, находящиеся внутри, при торможении распираются и зажимают тормозной барабан.

Могут иметь как ручной, так и ножной привод. В настоящее время ручные барабанные тормоза практически вытеснены по причине большой массы и прихотливости; ножные барабанные тормоза по-прежнему используются в дорожных и городских велосипедах с одной передачей или с планетарным механизмом переключения передач.

Преимущества барабанных тормозов

  • Малообслуживаемые и неприхотливые. Обслуживание достаточно редкое, хотя и требует определённого навыка.
  • Не подвержены влияниям воды, грязи, снега, масла и погодных условий на торможение.
  • Отсутствие износа обода.
  • Возможно ехать с искривленной геометрией колеса («восьмеркой»).

Недостатки барабанных тормозов

  • Имеют большой вес.
  • Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
  • Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
  • Наличие «мертвой зоны» — когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
  • Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
  • Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.

Роллерные тормоза

Роллерные тормоза (роликовые, кулачковые), фактически, являются барабанными (но не колодочными) тормозами, но имеют несколько иной принцип прижатия роликов-«колодок» к барабану.

Роллерные тормоза

Схематически механизм представляет собой такую же конструкцию как и внутренний (подколодочный) кулачковый механизм колодочного барабанного тормоза; либо развёрнутый против основного направления вращения роликовый кулачковый фрикцион муфты свободного хода.

Преимущества роллерных тормозов

  • Мощные.
  • Полная независимость от пыли, грязи, воды и снега.
  • Отсутствие износа обода.
  • Возможность длительной работы без регулировок и настроек.
  • Можно ехать с искривленной геометрией колеса.

Недостатки роллерных тормозов

  • Большая масса.
  • Высокая цена.
  • Невозможно установить на некоторые амортизационные рамы.
  • Возможно прокручивание колеса назад при нажатом тормозе.
  • Плохо распространены (в том числе и в России). Отсюда и сложности в приобретении.

Так какие же тормоза выбрать?

Какие тормоза лучше – ободные или дисковые – зависит от цены, предназначения велосипеда и условий эксплуатации. На бюджетных моделях ставятся ободные, на более дорогих – дисковые тормоза. Супер-навороченные велосипеды оснащаются гидросистемой. Там, где исключен экстрим и важна скорость, подойдут V-brake, для нестандартных поездок надежнее приобрести велосипед с дисковыми тормозами.

На велосипедах применяется несколько разнообразных по конструкции типов тормозных механизмов. Причем, часть из них может иметь еще и различные приводы. Для ремонта тормозов необходимо знать из устройство. Рассмотрим их чуть-чуть подробнее.

До начала восьмидесятых годов, когда в мире начался велосипедный бум, на большинство велосипедов устанавливались тормозные системы встроенные во втулку заднего колеса. Весь механизм таких тормозов скрыт внутри. Примером является всем известная втулка "торпедо", устанавливавшаяся ранее на большинство велосипедов советского производства. Тормоз такого типа приводится в действие вращением педалей в обратную сторону. Соответственно, может быть установлен только на заднее колесо велосипеда. Сейчас подобные системы часто встречаются не только на одно скоростных городских велосипедах, но и на велосипедах с много скоростными планетарными втулками, такими как Shimano Nexus или SRAM Spectro.

Типы тормозов




Достаточно экзотический вариант - барабанный втулочный тормоз наподобие автомобильного. Он может быть установлен как на переднем колесе, так и на заднем. Привод - тросовый. Сейчас такой тип тормозов встречается редко. Может также быть установлен на многоскоростные планетарные втулки. На много скоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода.
Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания ободов в процессе торможения. На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью.

Тормоза, хоть их и "придумали трусы", бывают: клещевые, кантиле-верные, векторные (V-брейки), гидравлические ободные ("MAGURA"), роллерные, дисковые. Все, кроме роллерных и дисковых, воздействуют на обод колеса и носят поэтому гордое название "ободных". С них и начнем.




Конструкция ободных тормозов велосипеда

Трудно придумать конструкцию проще: V-брейки - это два параллельных рычага длиной 100-120 мм, стянутых с одной стороны тросиком. Имеют несколько простых регулировок. Тросик, стягивающий рычаги, абсолютно прямой, соответственно усилие передается полностью. Существует два типа V-брейков, с параллельным подведением колодок к ободу и с подведением по окружности. Фирма Shimano использует для этого чистой воды параллелограмм, a Avid конструкцию арочного типа. Хотя, разумеется, это тот же параллелограмм, но по-другому выглядящий.

Так как ход колодок у V-брейков мал - всего лишь 2-4мм, то данный конструктивный изыск не сказывается на работе и эффективности. Он способствует только более равномерному износу колодок, увеличению веса, цены и усложнению конструкции. Несколько дополнительных узлов трения в зоне, где вдоволь грязи песка и пыли, изнашиваются довольно быстро; характерный звон поезженных тормозов хорошо известен многим байкерам. Эффективность торможения у V-брейков, в первую очередь, зависит от жесткости тормозного рычага. Именно поэтому мощные, прочные тормоза Shimano XT и LX пользуются успехом в экстремальных видах, причем не благодаря, а, скорее вопреки механизму параллельного подведения колодок. "Правильно" настроенные V-брейки, вне зависимости от конструкции, запросто перекинут байк через руль или помогут передней шине оставить жирную черту на асфальте.

Клещевые тормоза велосипеда

Весьма давнишняя, но очень простая и отработанная конструкция, малый вес, простота настройки и ремонта, хорошая аэродинамика послужили их широкому распространению. Но появление МТБ подчеркнуло их недостатки: - слабое усилие прижима колодок; - низкая эффективность торможения, особенно, когда мокро и грязно; - слабое крепление (в одной точке); - перекос при торможении; - несовместимость с амортизационной вилкой; - кроме всего прочего, они легко забиваются грязью. Словом, если как следует разогнаться, то быстро и резко вам остановиться не получится. Качественно не изменило ситуацию и внедрение двухосевых систем, с увеличенным до 57 мм плечом. А посему они были вытеснены кантилеверами на шоссейные, туристические, дорожные, складные и детские велосипеды. На последних четырех типах они чаще всего использовались в качестве переднего тормоза и сейчас практически заменены V-брейками.

Тормоза V - брейк

Самыми массовыми сейчас являются тормоза векторного типа, или V-брейки. В 1997 году на нашем рынке они стремительно вытеснили кантилеверы, а с 2000 года успешно конкурируют с дисковыми тормозами, несмотря на самые пессимистические предсказания. Причины сего понятны: - простота; - эффективность; - низкий вес конструкции; - надежность; - удобство настройки.

Ободная гидравлика

Наиболее известны у нас тормоза фирмы "MAGURA". Их разработку можно считать попыткой выжать из ободных тормозов все и досуха. Устройство чисто гидравлическое: от тормозной ручки с поршнем идет гидролиния, на которой последовательно "висят" две машинки с тормозными колодками. Настройка, если внутри гидролиний нет посторонних частиц и воздушных пузырьков, большой сложностью не отличается.

Проблемы могут быть, если надо сменить тормозную жидкость или порванную гидролинию и заново прокачать тормоза. Тут без навыка и специального инструмента не обойтись. Даже в плохую погоду или зимой эти тормоза схватывают "насмерть", не провернешь, и поэтому очень ценятся, например, в триале.

Дисковые тормоза велосипеда

На много скоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода. Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности Ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания Ободов в процессе торможения.

На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью.Тормоза этого типа известны давно и прекрасно себя зарекомендовали на автомобилях и мотоциклах. Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки из абразивного материала, как, положим, у "BMW", и в этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного.

Обода, кроме редких исключений, делают из алюминия, и конструкторам, приходится изощряться, подбирая для колодок "хитрые" композиции, которые не слишком сильно терли бы обод, но при этом хорошо тормозили. Жесткие абразивные колодки сотрут обод мгновенно, а стальной диск может работать годами. Стальные диски обычно имеют диаметр от 140 до 200 мм. На переднем колесе диски больше, на заднем - меньше.

На много скоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода.

Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности Ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания Ободов в процессе торможения. На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью. Тормоза этого типа известны давно и прекрасно себя зарекомендовали на автомобилях и мотоциклах. Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки из абразивного материала, как, положим, у "BMW", и в этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного.

Устройство гидравлических тормозов очевидно. Управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие тормозные колодки. Соединены они специальным высокопрочным рукавом. Вся система герметична и заполнена жидкостью (маслом). Для наглядности можно вспомнить ту же школьную программу по физике и описание гидравлического пресса. Один к одному. Чаще всего эти гидравлические системы (Г.С.) не имеют расширительного бачка, поэтому ремонт и замена масла требуют от байкера определенного навыка и, нередко, наличия специальных инструментов.

Конструкция механических тормозов (их еще называют "тросико-выми" или, точнее, "с тросиковым приводом") не сложнее. Как в обычном тормозе (V-брейк, кантилевер,...), трос тянет приводной рычаг на кали-псре, и простенький механизм прижимает тормозные колодки к диску. Механизмы не слишком разнообразны. Это или многозаходный ходовой винт, как в кран-буксе домашнего водопровода, или клин, или кулачек. Клин и кулачек - близкие родственники, только один перемещается, а другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях, и другие решения сделали бы механику чрезмерно сложной.

Гибридные тормоза , исходя из названия, сочетают в себе принципы механического и гидравлического тормозов в одном флаконе. Трос, посредством рычага, воздействует на гидравлическую часть, целиком расположенную в корпусе тормоза и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового), и небольшого объема масла между ними. Гибридные тормоза по эксплуатационным характеристикам и надежности занимают промежуточное положение между первыми двумя типами. Следует оговориться, что "чистые" варианты встречаются чаще, чем гибридные. Различия от дисковых тормозов прямо следуют из их конструктивных особенностей.

Гидравлические системы, преимущества:

Эффективности и модуляции, так как усилие передается с помощью несжимаемой жидкости;
- имеют минимум трущихся поверхностей;
- отсутствуют люфты, соответственно легче регулировать и дозировать тормозное усилие;
- быстрее отводят колодки от диска при отпускании тормозной рукоятки;
- обеспечивают большую мощность тормоза.

Механические дисковые тормоза плюсы:

Меньше цена;
- больше надежность;
- простота ремонта и обслуживания, даже в полевых условиях;

Возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой. Рассмотрим "плюсы" и "минусы" дисковых тормозов.

В чем состоят "плюсы"?

Больший коэффициент трения между абразивом и стальным диском по сравнению с трением колодки об алюминиевый обод;
- независимость от погодных и дорожных условий;
- не забиваются грязью и снегом;
- "вечные" обода;
- больший срок службы абразивных колодок и дисков;
- большая мощность торможения;
- нормальная работа тормоза при повреждении обода;
- стальные диски, в отличие от алюминиевых ободов, не боятся сильного разогрева при торможении (важно в горных условиях и для даунхилла);
- большая точность дозирования тормозного усилия (модуляция);
- реализован принцип "отрегулировал и забыл".

Механические дисковые тормоза минусы:

Наличия люфтов;
- наличия трущихся поверхностей;
- упругости передаточных звеньев;
- повышенного износа.

Для примера: трос передающий усилие на задний тормоз, имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.

Какие "минусы" у дисковых тормозов?

В первую очередь - цена (хотя, постепенно цены снижаются);
- вес (у некоторых моделей);
- необходимы специальные втулки с креплениями для дисков и специальные узлы крепления тормоза на вилке и задних перьях байка, а если их нет, то надо ставить адаптеры;
- повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки (не всякую вилку рекомендуют использовать с дисковым тормозом);
- сложность установки, особенно ремонт тормозов для гидравлических систем;
- ограниченная ремонтопригодность в полевых условиях (в основном это касается гидравлических систем);
- большая нагрузка на спицевой набор колеса(дабы ее снизить, диаметр фланцев на втулках увеличивают);

Велосипед — механическое транспортное средство. Его используют для перемещения по городу, при спуске по крутому перевалу и во время соревнований. В подобных случаях надежные и качественные тормоза просто необходимы. Специалисты советуют перед эксплуатацией велосипеда проверять исправность тормозной системы, обеспечивающей комфортное и безопасное перемещение.

Терминология

В данном обзоре будут рассмотрены основные виды тормозных систем. Но для того, чтобы понять присущие им преимущества и недостатки, следует заранее уточнить некоторые термины.

Самым важным критерием работы тормозной системы является ее модуляция. Данный термин отображает способность транспортного средства менять величину тормозного усилия в зависимости от уровня давления на тормозную ручку. Далее идет тормозной путь, который не нуждается в подробном объяснении.

Под эффективностью торможения подразумевается способность работы тормозов в различных погодных условиях (во время снега, дождя, морозов). Уровень надежности — способность тормозной системы работать в тяжелых эксплуатационных условиях. Например, во время походов по горным перевалам, под воздействием запредельных нагрузок, после вымачивания в грязи и так далее.

И последний термин, который будет использоваться при описании тормозных систем — требовательность к обслуживанию. Здесь имеется в виду, насколько часто владельцы двухколесных транспортных средств будут обязаны менять комплектующие, периодически регулировать систему, а также настраивать ее работу.

Ободные тормоза: преимущества и недостатки

На протяжении длительного периода времен, начиная с середины 90-х, альтернативы для ободных тормозных систем практически не существовало. Их устанавливали на все выпускаемые велосипеды. И такие модели стоили немалых денег. Но с середины 2000-х годов ободные тормоза стали вытесняться дисковыми аналогами. Но это не означает, что они устарели, так как и по сегодняшний день ободные тормозные системы устанавливаются на большое количество двухколесных транспортных средств.

Итак, из названия понятно, что данные тормоза воздействуют на обод колеса, тем самым замедляя его движение. Как правило, их применяют при производстве шоссейно-гоночных моделей. Основной принцип действия: при помощи нескольких дугообразных рычажков тормозные колодки зажимают велосипедный обод. Что касается качественных, технических и эксплуатационных параметров, присущих данным тормозным системам, то они напрямую зависят от совершенства выбранной модели. Например, системы компаний Campagnolo и Shimano выпускают профессиональные комплектующие. Поэтому их тормозные системы будут отличаться от аналогов высоким уровнем эффективности, отличной функциональностью и надежностью в использовании.

Если говорить в общем, не обращая внимания на элитные комплектующие, то можно сказать, сила торможения у ободных систем невелика, а также у них посредственная эффективность и модуляция.

На сегодняшний день различают следующие модели ободных тормозных систем:

  1. Механические (V-brake, клещевые и кантилеверные);

  1. Гидравлические.

Самыми распространенными являются V-brake модели. Их название отображает V-образное крепление рычагов.

Устройство V-brake

Клещевые тормоза обладают U образной формой крепления рычагов. Кантилеверные системы устанавливаются в основном на циклокроссовых велосипедах, подвергающихся массивному грязевому воздействию. Гидравлические тормозные системы для торможения передают жидкость по гидролинии от ручки к тормозным колодкам.

Предлагаем вам ознакомиться с краткой видео-инструкцией по настройке V-brake тормозов.

Особенности дисковых тормозных систем

Дисковый тормоз состоит из ротора (стального диска) и калипера. Ротор устанавливается на втулке колеса. Как правило, он размещается с левой стороны. Калипер — устройство, способствующее сжатию диска тормозными колодками. Передача тормозного усилия происходит с помощью тросика или по гидролинии.

Устройство механического дискового тормоза:

Все существующие на сегодняшний день дисковые тормозные системы можно поделить на несколько категорий:

  1. Гидравлические;
  2. Механические.

Задний дисковый тормоз

Передний дисковый тормоз

Гидравлический дисковый тормоз

Гидравлические тормоза для остановки двухколесного транспортного средства передают по гидролинии тормозную жидкость. Что касается механических моделей, то здесь торможение осуществляется с помощью тросика.

Если говорить о преимуществах дисковых систем по отношению к существующим аналогам, то стоит отметить их простоту в эксплуатации. В связи с тем, что они монтируются в непосредственной близости от центра колеса, во время езды тормоза практически не засоряются. В отличии от ободных моделей, дисковые тормоза позволяют велосипедисту плавно регулировать тормозное усилие. Как показывает практика, дисковые тормозные системы редко выходят из строя и не особо нуждаются в обслуживании. Помимо этого, они не влияют на уровень износа обода.

С примером настройки дискового тормоза, переднего и заднего переключателя велосипеда вы можете ознакомиться на видео:

Как и другие комплектующие транспортных средств, тормозные дисковые системы помимо преимуществ имеют и свои недостатки. Здесь можно отметить высокие финансовые расходы во время обслуживания. Несмотря на то, что дисковые тормозные системы отличаются длительным сроком эксплуатации, при возникновении неисправности они потребуют немалой денежной суммы для ее устранения. Нужно сказать и про вес дисковых тормозов. Во многих дисциплинах данный показатель играет большое значение.

Барабанные тормозные системы

Их основная особенность — размещение непосредственно во втулках колес. Могут управляться как рукой, так и ногой велосипедиста. Стоит отметить тот факт, что на сегодняшний день ручные барабанные тормоза практически не используются. Это связано с их большим весом и прихотливостью в обслуживании. А вот ножные модели даже сегодня можно встретить во многих городских или дорожных велосипедах.

Барабанный тормоз:

К достоинствам барабанных тормозных систем можно отнести высокий уровень устойчивости к негативному воздействию на их корпус воды, грязи и других агрессивных сред. Не влияют на износ обода.

Среди недостатков можно выделить большую массу, невысокую мощность торможения, возможность перегрева при длительном спуске с возвышенности. В условиях переменного «тормоза» и «газа» очень сложно маневрировать.

Роллерные тормоза

Многие специалисты относят роллерные тормозные системы к категории барабанных. Но они обладают несколько иным принципом прижатия колодок к барабану. Роллерные тормоза были изобретены в конце прошлого столетия и должны были стать достойными конкурентами дисковым моделям. Но из-за своих конструктивных особенностей их применение было ограничено, что повлияло на уровень производства. Среди преимуществ можно выделить: мощность, простоту в эксплуатации, высокий уровень защиты от влаги, снега, грязи.

Роллерный тормоз на заднем колесе: