Как правильно ехать на задней передаче. Движение задним ходом

Никогда не участвовал в восхождении на гору Эверест, но догадываюсь, что путь к вершине долог и труден.

В вождении автомобиля тоже есть свои вершины, к которым стоит стремиться, но путь до них измеряется месяцами и годами ежедневного осознанного вождения. К вершинам мастерства вождения относятся не только приемы управления машиной в условиях сложнейших автомобильных гонок, но и обычные на первый взгляд – буксировка, обгон и движение задним ходом.

Скорее всего, вы будете терпеть сломанные пальцы или большие пальцы, если ваши пальцы обернуты вокруг колеса. Этот сценарий будет редок во время нормальных условий вождения, но если вы потакаете некоторым внедорожным вождениям, скважины, горшки и скалы слишком распространены. Позаботьтесь о своих пальцах и пальцах и держите их вне рулевого колеса.

Рулевое колесо находится на колонне, которая часто полностью регулируется по высоте и может быть выдвинута или вытащена, чтобы соответствовать. Существует также выбор вспомогательных элементов управления, таких как стеклоочистители, индикаторы, легкодоступные. Некоторые иномарки могут иметь рычаг переключения передач, установленный на рулевой колонке.

Да-да, движение задним ходом относится именно к вершинам мастерства управления автомобилем. Конечно, можно успешно сдать экзамены в ГИБДД, заехав в "бокс" задним ходом, не сбивая стоек. Но кто из вас после экзамена, во-первых, отважится, а во-вторых, сможет успешно въехать задним ходом в обычную "ракушку" (мини-гараж), да еще с первого раза? Все ли из вас рискнут подать машину назад метров этак на 100–200 на узкой дороге с интенсивным движением?

Когда в задней передаче, вы должны смотреть в заднее окно, конечно, что делает удерживание рулевого колеса в две руки, довольно сложно. Вы можете использовать одну руку, расположенную на верхней части рулевого колеса, если вы прямое обратное или две руки во время рулевого управления.

Это требует практики, но продолжайте, вы доберетесь туда. При приближении к правой руке переместите правую руку вверх к верхней части колеса, готовясь к тому, чтобы потянуть вниз, чтобы вращаться вокруг кривой. С левым поворотом вы подготовитесь, подняв левую руку.

"Ну, я могу. А что? Это проблема что ли?" – так может сказать лишь неразумный "новичок", который только вчера получил водительские права.

"Да, теперь я и это могу! Проблем нет!" – а так скажет "старичок", который на протяжении длительного периода времени успешно водил свой автомобиль по дорогам и приобрел одно очень важное качество.

Дрифтинг - это особый вид техники вождения, при котором водитель автомобиля преднамеренно переутокает и заставляет задние шины терять сцепление с дорогой. С самого начала цивилизации люди были одержимы приключениями и развлечениями. Например, сначала охотничьи животные были связаны с едой, выживанием и устранением угрозы, но через несколько тысяч лет это стало хобби. Что может мотивировать человека убить животное, которое просто думает о своем собственном бизнесе?

Кажется, что человеческая природа импровизирует различные способы сжимания каких-то острых ощущений от самых невероятных вещей или действий. Помимо охоты, существует ряд других видов деятельности, которые люди превратили из простой необходимости в ранее неслыханную форму развлечений; однако в этой статье мы поговорим о сингулярном акте, который предполагает довольно необычное путешествие на четырех колесах.

В какой-то момент своей автомобильной жизни водитель вдруг ощущает неразрывную связь между собой и автомобилем, между своими мыслями и поведением машины на дороге. Руки – это руль и передние колеса, ноги – это ускорения и замедления, салон автомобиля кажется родным домом, где все знакомо и подконтрольно даже с закрытыми глазами, и машина едет именно туда и так, как водитель думал и планировал.

Дрифтинг - это особый вид техники вождения. Термин «дрейф» указывает на то, что влечет за собой техника; водитель намеренно «переубеждает», заставляя задние шины потерять тягу, но позволяет водителю поддерживать контроль над автомобилем от его входа до выхода из угла.

В более технических терминах, когда задний угол скольжения автомобиля больше, чем передний угол скольжения, автомобиль, как говорят, дрейфует. Как вы маневрируете на повороте во время вождения автомобиля? Это такой бесшовный процесс, что вы даже не можете понять, какой физический процесс происходит между шинами и землей.

Каждый из вас обязательно придет к этим ощущениям, дайте только срок. А срок этот зависит от Вашей целеустремленности к вершинам мастерства. Кто-то сможет прийти к этому через год-полтора, а может быть и раньше. Кому-то предстоит долгий путь преодоления уступов автомобильного Эвереста. Но достичь вершины может каждый.

Теперь от заоблачных вершин вернемся к земным будням. Давайте рассмотрим некоторые проблемы движения задним ходом.

Чтобы сделать поворот, вам нужно трение. Без этого автомобильные шины были бы смущены, и ваш автомобиль, следовательно, выглядел бы так, будто он выполнял зажим на дороге. Чтобы понять, каково это - ехать по бездорожью, попробуйте представить, как кататься на листе стекла.

В случае поворота дрейфа сила трения действует центростремительно, что означает, что она тянет автомобиль круговым движением, именно движение, которое требуется для маневра поворота. Например, перед тем, как вы направили машину налево, он шел прямо. Это то, что он хотел продолжать делать, согласно первому закону движения Ньютона. Однако, как только вы начинаете поворот, статическое трение захватывает передние шины, что препятствует скольжению автомобиля или скольжению по прямому пути и гарантирует, что автомобиль совершает поворот.

Первый "сюрприз", который ждет Вас при движении задним ходом заключается в том, что двигаться назад "по прямой" Вы сможете только тогда, когда научитесь поворачивать!

Не верите? Это легко проверить! Попробуйте проехать задним ходом метров 20–30, удерживая прямолинейное положение автомобиля в неком реальном или воображаемом коридоре.

Механики немного меняются, когда вы дрейфуете, так как все дело в том, чтобы справиться с тягой, которую вы теряете на задних колесах. Вы хотите потерять сцепление, но не полностью, так как вы хотите контролировать, сколько потеря тяги. И как вы контролируете тягу задних колес, спросите вы? Контролируя скорость колеса.

Потеря тяги на задних колесах

Во время дрейфа вы по существу делаете поворот слишком быстро, заставляя задние шины потерять сцепление с дорогой. В результате задние шины перевернуты в направлении поворота, что заставляет их вращаться. Чтобы компенсировать это чрезмерное вращение и вращение задних шин, вы должны повернуть передние шины в противоположном направлении поворота, который вы изначально делали.

Так через сколько метров Ваша машина вдруг свернула с прямой и поехала не в ту сторону? Через десять? Пятнадцать? Думаю, что не больше. Теперь давайте выясним, почему это произошло.

Когда Вы смотритесь в обычное зеркало, то, как правило, не задумываетесь о том, что все в нем перевернуто наоборот, потому что привыкли. А если, например, Вам надо ножницами отрезать пару лишних волосков на лице, причем "под корешок"? Кто не пробовал, попробуйте и тогда поймете, что сделать это оказывается непросто. Ножницы почему-то поворачиваются не в ту сторону! Вы хотели повернуть их так, чтобы они плашмя коснулись кожи лица, а они повернулись в другую сторону и оказались совсем боком.

Проще говоря, все, что вам нужно сделать, это сбалансировать количество тяги, которое вы теряете на задних колесах, постоянно балансируя скорость колеса и слайд, что и есть дрифтинг. Объяснение выше может показаться простым, но не позволяйте этому давать вам ложные представления о реальном искусстве дрейфа. Излишне говорить, что это довольно сложный маневр. Кроме того, если он не контролируется, и автомобиль переходит в неконтролируемое вращение, это может привести к страшным авариям. Поэтому он требует всестороннего понимания всего процесса дрейфа и много практики для его освоения.

Примерно то же самое происходит и при движении задним ходом. Вам казалось, что руль надо повернуть чуть-чуть "туда", а оказалось, что поворачивать его надо было в другую сторону. Происходит это оттого, что, двигаясь задним ходом, водитель воспринимает себя и свой автомобиль в окружающем мире не совсем правильно и не может сразу согласовать действия своими руками с направлением движения машины.

Именно по этой причине все дрейфующие события проводятся обученными специалистами в строго контролируемых условиях. Дрифтинг может дать водителям захватывающее преимущество во время гоночных соревнований, но это, безусловно, не то, что вы должны попробовать в реальных условиях. Это, конечно, не так просто, как кажется, в кино, и это определенно не круто, если вы потеряете контроль!

Парковка - для многих потная и стрессовая ситуация. Потому что часто он не хочет работать сразу. И если зрителей все еще видят, парковочная блокада завершена. Так что в следующий раз, когда он работает как профессионал, мы собрали советы для парковки на заднем плане.

Во-первых, водитель не видит свои руки, что само по себе уже неприятно.

А во-вторых, зачастую водители-"новички" не учитывают тот факт, что при движении задним ходом управляемыми становятся задние колеса! На самом деле, как передние колеса были управляемыми, так они ими и остались. Но по ходу движения они теперь – задние!

Вам следует знать, что у автопогрузчиков и прочих самоходных транспортных тележек, которым приходится постоянно маневрировать, двигаясь по территории заводов и складов, управляемыми являются как раз задние колеса! Это сделано специально для того, чтобы повысить маневренность автопогрузчиков в стесненных условиях.

В обратном направлении поверните рулевое колесо и дайте муфте прийти медленно, так что его узнали в автошколах, но все же часто кажется невозможным вписаться в целевое парковочное место. Это слишком мало или автомобиль слишком большой? Однако часто проблема заключается не в проблеме, а в самой технике парковки. С несколькими трюками парковка при следующей попытке, но без проблем.

Начало правильной парковки производится с правильной установкой зеркал. Если углы не совпадают, это может повлиять на парковку, и транспортное средство наискось в промежутке. Поэтому вы должны учитывать следующее. Боковое зеркало слева: ручка задней двери должна быть видна в правом нижнем углу зеркала. Боковое зеркало справа: ручка задней двери должна быть видна в нижнем левом углу зеркала. Внутреннее зеркало: Зеркало заднего вида должно быть виден во внутреннем зеркале.

В обычном автомобиле при движении задним ходом, когда передние и задние колеса меняются ролями, малейшее движение рулем приводит к значительному изменению направления движения! Заставить машину двигаться назад именно "по прямой" нелегко. Приходится постоянно работать рулем, поворачивая его по чуть-чуть, то вправо, то влево. А вот этого-то Вы пока и не умеете.

Парк за парковками, припаркованными друг за другом

Если зеркала установлены правильно, он может вернуться назад. Обратите внимание на следующее. Стойте параллельно, около 50 см рядом с автомобилем, который находится перед зазором. Установите заднюю передачу и медленно двигайтесь назад, пока стойка вашего автомобиля не будет находиться в тылу парковки и остановитесь в этой точке. Переместите рулевое колесо назад и при необходимости отрегулируйте рулевое колесо.

  • Обратите внимание, что два хвоста находятся на одном уровне.
  • Поверните рулевое колесо полностью вправо.
  • Поверните рулевое колесо до упора до упора до упора.
Прежде чем пытаться войти в промежуток, вы должны убедиться, что он достаточно велик для вашего автомобиля.

Теперь поговорим о том, как у Вас должны работать руки при значительном угле поворота рулевого колеса, например при заезде в гараж.

На рисунке 68 изображено правильное положение кистей рук на рулевом колесе. Только такое положение (не выше и не ниже) обеспечивает максимальную точность движений руками, позволяет водителю чувствовать дорогу на руле, дает возможность прикладывать к рулевому колесу малые и большие усилия. Но все это при движении вперед!

Задняя парковка между двумя автомобилями позади друг друга

В идеале вы должны быть параллельны пробелу, чтобы проверить это. На улице с односторонним движением вам, возможно, придется припарковаться в левом ряду. Это трудно для многих, так как это довольно нетипично и не соответствует правилу. С несколькими советами, но также не должно быть колдовством.

  • Держитесь параллельно на расстоянии 50 см от автомобиля перед парковочной зоной.
  • В этом случае оба хвоста должны быть на одном уровне.
  • Вставьте заднюю передачу и медленно двигайтесь назад.
Вы найдете парковочное место в направлении движения на обочине дороги и хотели бы отложить назад - и как можно быстрее и несложно. С помощью этих инструкций вы можете добиться элегантного парковочного маневра.

Рис. 68. Правильное положение рук на рулевом колесе

Полагаю, Вы догадываетесь, что при движении задним ходом смотреть надо именно назад. Причем видеть надо всю обстановку по ходу движения машины. Для этого Вам придется слегка привстать, повернуть свое туловище направо назад как можно больше и сесть полубоком. Тогда и сектор обзора будет максимальным, и шея у Вас не устанет.

Реверсивная парковка: подготовка

С помощью этого руководства вы можете припарковаться на стоянке у дороги. Во-первых, вы должны выбрать парковочное место, которое по крайней мере в 1, 5 раза больше вашего. Фактический размер вашего собственного автомобиля недооценивается быстро, но со временем вы будете развивать надежный глаз.

Чтобы выполнить резервное копирование, вам нужно проехать много вперед и сидеть рядом с машиной, уже припаркованной перед разрывом. Вы достигли идеальной высоты, когда столп между окном пассажирского сиденья и задним боковым окном находится на линии с задней частью парковки.

Но что с Вашими руками? Ах, им теперь не удобно? Так найдите для них удобное положение.

Если Вы тщательно поищите, то единственным подходящим положением для рук окажется то, что изображено на рисунке 69.


Рис. 69. Посадка водителя при движении задним ходом

"Да, удобно! Но как теперь рулить-то?" – это Ваш вопрос. А мой ответ на рисунке 70.

Обратная парковка: так оно и есть

Существует также возможность начать с уровня бокового зеркала уже припаркованного с процессом. В этом случае, однако, вы должны учитывать различия в размерах автомобилей и сначала немного отойти назад перед поворотом. Поверните направо и посмотрите в боковые и задние зеркала, чтобы убедиться, что движение четкое, и у вас всегда есть автомобиль позади вас и бордюр. Теперь поверните по часовой стрелке вправо. Теперь ваши автомобили под углом 45 градусов, прямо для того, чтобы легко попасть в парковочную зону.

Рулить мы будем одной рукой!


Рис. 70. Поворот руля одной рукой

Итак, готовимся к повороту направо. Прежде чем начинать руление, надо правильно сориентировать ладонь на ободе рулевого колеса. Предлагаю Вам "растопырить" пальцы, положить левую ладонь на руль, слегка в него упереться и покрутить кистью руки вправо-влево. В какой-то момент ладонь как бы провалится в ямку. На самом деле, это обод руля занял предназначенное для него место в складках Вашей ладони. Теперь можно ослабить напряжение в пальцах и слегка обнять ими рулевое колесо.

Слишком крутой угол привел бы ваш автомобиль скорее к бордюру. Дайте сцеплению медленно двигаться и двигайтесь назад, пока вы не под углом 45 градусов к бордюру. Всегда думайте о плечах, он делает правильную оценку расстояния и скорости во время парковки. Теперь поместите колеса прямо и двигайте автомобиль так, чтобы у других машин все еще было достаточно места для парковки.

Кроме того, будьте осторожны, чтобы не остановиться на полпути перед входом в ферму или слишком близко к перекрестку. Если дорога узкая, это помогает свернуть наружное зеркало вашего автомобиля после парковки. Поэтому вы можете быть уверены, что он не будет поцарапан и в то же время облегчит прохождение других гонщиков.

Далее, опираясь правой рукой о спинку сидения и прилагая левой рукой некоторое усилие, начинаем поворачивать руль направо. Когда руль будет повернут почти на 180° (рис. 70, поз. 3), Ваша левая рука начнет ощущать дискомфорт – она не может дальше вращать руль! Это сигнал к тому, чтобы Вы выпрямили ("растопырили") пальцы, немного усилили нажатие ладонью на обод рулевого колеса и, продолжая поворачивать руль, провернули кисть против часовой стрелки (рис. 70, поз. 3–4).

Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью, Вы продолжаете поворачивать руль дальше. Как только рука минует нижнюю точку (рис. 70, поз. 4), можно будет несколько ослабить давление ладони и слегка обнять пальцами обод руля (рис. 70, поз. 5).

Затем Вы без особого усилия доворачиваете руль до начального положения (рис. 70, поз. 6), из которого можно продолжить поворот и сделать еще один оборот рулевого колеса или вернуть руль обратно. Продолжить очень просто, надо лишь повторить вышеописанные действия. Вернуть руль обратно тоже несложно, действия те же, только выполнить их надо в обратном порядке.

Уверен, после непродолжительной тренировки данный способ руления Вам понравится. Мало того, что он обеспечивает непрерывное вращение рулевого колеса с максимальной скоростью и точностью, у Вас еще освобождается правая рука! При движении назад она занимает единственно удобную позицию – на спинке правого переднего сидения. При движении вперед, например, при проезде по внутридворовой территории с многочисленными маневрами лишняя рука Вам тоже не помешает. А для успешного въезда задним ходом в экзаменационный "бокс" и в свой собственный гараж умение работать одной рукой просто необходимо!

Это был поворот назад направо, когда работала только левая рука. Для поворота назад налево Вам надо лишь развернуться на сиденье полубоком налево и поменять руки – правую перенести на руль, а левую поджать в локте на спинке своего сиденья. Все остальное остается без изменений – крутим руль, "растопыриваем" пальцы, прокручиваем кисть и так далее.

Тренироваться лучше зимой. Исходя из того, что придется основательно поработать руками, передним колесам своего автомобиля следует обеспечить максимальную свободу. А что может быть лучше скользкого льда! Поэтому перегоните свою машину в какое-нибудь тихое местечко, где сердобольный дворник еще не посыпал солью блестящее зеркало замерзшей лужи, и приступайте к тренировкам.

А если на дворе... июль?!

Тогда советую Вам приобрести диски "Здоровье" или "Грация". Да-да, это те самые диски, с помощью которых наши милые дамы совершенствуют свою фигуру, вращаясь на них "туда-сюда". Поверьте, эти диски спокойно выдерживают не только представительниц "слабого пола", но и значительно большую нагрузку.

Подложив по одному диску под каждое из передних колес, Вы обеспечите себе очень легкое вращение рулевого колеса. Далее Вам остается только потратить некоторое время на тренировки.

Если при движении задним ходом Вы попробуете, не меняя позиции своего туловища, оставить руки на руле в исходном положении (рис. 68), то рулить можно будет двумя руками, но куда при этом поедет машина?

Человек не умеет поворачивать голову, как сова! Следовательно, Вы не сможете контролировать у себя за спиной большой сектор дороги! В зоне невидимости могут оказаться машины, пешеходы, экзаменационные стойки и прочие объекты, которые лучше было бы видеть. На дороге это чревато аварией, а на экзамене полным провалом.

Рис. 71. Варианты разворота с использованием заднего хода: а) разумный; б) неразумный

Как Вы считаете, на каком рисунке (рис. 71) изображен более безопасный вариант разворота с использованием заднего хода? На верхнем или на нижнем?

На верхнем, по трем причинам!

Во-первых, чем меньшее расстояние Вы проедете задним ходом, тем меньше у Вас возникнет проблем.

Во-вторых, поворачивать налево всегда труднее, чем направо. А если это поворот налево задним ходом, то по технике исполнения он не просто труднее, а намного труднее поворота направо.

И наконец, в-третьих. На верхнем рисунке при движении назад водитель смотрит через свое правое плечо. Это означает, что он может одновременно контролировать траекторию движения своего автомобиля и всю дорожную обстановку на проезжей части, по которой он движется и на которую поворачивает.

На нижнем рисунке при движении задним ходом водитель вынужден смотреть назад через левое плечо. Сможет ли он одновременно сохранять намеченную траекторию движения и контролировать машины, приближающиеся к этому месту с двух сторон? Сможет, если будет вертеться на сиденье как "юла", то в одну сторону, то в другую. Только не у всех это получается, особенно в первые годы вождения автомобиля.

  • Перед началом движения задним ходом водитель должен занять на сиденье удобное положение, позволяющее контролировать максимально возможный сектор дороги в направлении движения.
  • Планируя разворот с использованием заднего хода и бокового проезда, следует выбирать такую траекторию движения, при которой машина пройдет задним ходом наименьшее расстояние.

Конечно, водитель должен овладеть всеми приемами управления автомобилем, но осваивать эти приемы надо не на оживленных магистралях города, а где-нибудь на учебной площадке или на пустынном тупиковом участке дороги. Определите лично для себя (не для экзаменов) круг Ваших проблем в управлении автомобилем, выделяйте время, находите подходящее место и тренируйтесь. Причем старайтесь воплотить в жизнь различные варианты исполнения одних и тех же упражнений. Не останавливайтесь на достигнутых в автошколе и на экзаменах в ГИБДД результатах. Только творческий процесс познания науки управления автомобилем и самостоятельные тренировки могут привести водителя к вершинам мастерства вождения.

Глава 1. ПОВОРОТЫ ЗАДНИМ ХОДОМ

Первый "сюрприз", с которым вам придется столкнуться при движении задним ходом, заключается в том, что машина, лишь начав движение назад, тут же помышляет свернуть в сторону. Она не хочет ехать назад по прямой! И подчиняться вашему желанию она начнет только после того, как вы освоите повороты назад направо и налево!

Не верите? Это легко проверить! Попробуйте проехать задним ходом метров 20–30, удерживая прямолинейное положение автомобиля в неком реальном или воображаемом коридоре.

Так через сколько метров ваша машина вдруг свернула с прямой и поехала не "в ту" сторону?

Через десять? Пятнадцать? Думаю, что не больше. Теперь давайте выясним, почему это произошло.

Когда вы смотритесь в обычное зеркало, то, как правило, не задумываетесь о том, что все в нем перевернуто наоборот, потому что привыкли. А если, например, вам надо ножницами отрезать пару лишних волосков на лице, причем "под корешок " ?

Кто не пробовал, попробуйте и тогда поймете, что сделать это оказывается не так просто. Ножницы почему-то поворачиваются не "в ту" сторону! Вы хотели повернуть их так, чтобы они плашмя коснулись кожи лица, а они повернулись в другую сторону и оказались совсем боком.

Примерно то же самое происходит и при движении задним ходом. Вам казалось, что руль надо чуть-чуть повернуть "туда", а оказалось, что это неправильно.

Рис. 135. Посадка водителя при движении задним ходом прямо и направо

Прежде чем начинать движение задним ходом, вам надо постараться забыть свои ощущения, которые вы успешно использовали при движении вперед, и четко следовать определенным правилам:

    Перед началом движения задним ходом необходимо сесть полубоком (чаще – направо), повернуть голову назад и смотреть только в направлении движения (рис. 135).

    При движении задним ходом прямо или направо, правая рука должна находиться на спинке правого сиденья, а левая на руле (рис. 135). Поворачивать руль желательно одной левой рукой (см. рис. 15). При движении назад налево, наоборот – сидеть надо полубоком налево, локоть левой руки разместить на спинке своего сиденья, а рулить только правой рукой.

    Двигаться задним ходом следует с минимально возможной скоростью. Для достижения минимальной скорости следует воспользоваться "балансом" или методом "подталкивания".

    Перед началом поворота задним ходом следует перевести свой взгляд в продолжение выбранной вами траектории движения примерно туда, где она будет заканчиваться.

    При повороте задним ходом руль надо поворачивать всегда в ту сторону, куда направлен ваш взгляд (рис. 135, 136 и 139).

    Возвращать руль в положение прямолинейного движения надо чуть раньше, чем машина займет такое положение (рис. 136 и 137).

Поворот задним ходом под углом 90° – направо

Момент начала поворота руля на "голой" площадке вы выбираете произвольно – когда хочу, тогда и поверну. Чего нельзя сказать о выходе из поворота. Вы должны правильно определить тот момент, когда придет пора поворачивать руль обратно.

Рекомендации на эту тему, конечно, есть. Например, окинуть площадку широким взглядом и постараться увидеть все близлежащие газоны, тротуары, а также различные параллельно-перпендикулярные линии и трещины. Тогда вы наверняка сможете увидеть и те 5–10° (оставшиеся до прямолинейного положения), по достижении которых надо начать поворот руля обратно (рис. 136).

Хочется напомнить вам, что в вождении автомобиля очень важны ощущения. Конечно, можно остановиться, выйти из машины, отойти в сторонку, посмотреть на колеса и на месте повернуть руль. Можно даже взять мел, линейку и разметить всю площадку, поставить вешки, около которых надо начинать и заканчивать поворот руля.

Но ведь на реальной дороге всего этого не будет! Поэтому советую сразу учиться чувствовать машину! Да, на это придется потратить немало времени, но зато позже вы сможете успешно выполнять повороты задним ходом в любом месте, без линий и вешек.

Теперь о технике поворота. Сядьте полубоком направо, поверните голову назад направо и смотрите только в направлении движения (рис. 136, поз 1). Далее делайте старт и минимальную скорость.

Проехав некоторое расстояние по прямой, выбирайте момент для начала поворота руля и затем быстро, но плавно без рывков поверните его до конца в ту сторону, куда вы смотрите (в данном случае – направо).

Продолжая удерживать минимальную скорость, старайтесь видеть, как меняются градусы угла поворота. Увидеть 45° несложно, но затем, когда они начнут стремительно уменьшаться, не зевайте, но и не торопитесь. Известны две ошибки:

1. Если вы начнете активно поворачивать руль обратно за 20–30° до окончания поворота, то машина направится по траектории "Б" (рис. 137), не закончив поворот под углом 90°.

2. А если вы начнете возвращать руль обратно только после того, как машина уже займет положение прямолинейного движения, то она поедет по траектории "В" (рис. 137).

Рис. 137. Ошибки при повороте задним ходом

В том и другом случае следует сразу же остановиться, включить первую передачу и вернуться на исходную позицию. Затем надо повторить попытку, но теперь уже с учетом сделанной ошибки.

Как только вам удастся увидеть те самые 5° 10°, которые обеспечивают правильный выход из поворота, и вы начнете поворачивать руль обратно именно в этот момент, ваша машина обязательно направится по траектории "А" (рис. 137).

Для отработки этого поворота можно использовать два варианта маршрута– "туда и обратно", то есть каждый раз возвращаться на исходную позицию независимо от того, успешно вы сделали поворот или нет, а также "по кругу" (рис. 138), но только в том случае, если предыдущий поворот вам удался.

Рис. 138. Повороты назад направо "по кругу"

Поворот задним ходом под углом 90° – налево

На данный момент (на площадке) по технике исполнения этот поворот ничем не отличается от поворота направо. Надо только развернуться на сиденье полубоком в другую сторону, поджать левую руку в локте на спинке своего сиденья (желательно) и смотреть назад налево. А дальше вы уже знаете: старт, минимальная скорость, поворот руля до конца в ту строну, куда вы сейчас смотрите (то есть налево), затем надо ощутить 5–10° до окончания поворота и вернуть руль на место (рис. 139). И затем все это надо отработать по известному маршруту "туда и обратно" или "по кругу".

Рис. 139. Поворот назад под углом 90° налево

Чуть позже вам придется научиться поворачивать руль с контролируемой скоростью, может быть, даже с переменной, так как на реальной дороге техника поворота назад налево значительно отличается от техники поворота направо (см. рис. 151).

Если вы не пожалеете времени и тщательно отработаете все эти упражнения на площадке, то позже на дороге сможете заехать задним ходом в любую подворотню, а на экзамене в любой "бокс", причем как с правой стороны, так и с левой.