Когда можно поворачивать с трамвайных путей. Разворот с трамвайных путей. Занимаем правильное положение на проезжей части перед перекрестком

Поворот и разворот через трамвайные пути:

Очень много споров возникает при совершении маневра "разворот" через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров - это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Правила дорожного движения

Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.

Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:

  • п.8.11 Правил, который мы указали выше
  • Дорожными знаками: 3.19 , 4.1.1 , 4.1.2 , 4.1.4
  • Дорожной разметкой: 1.1, 1.2.1 и 1.3

Во всех остальных случаях разворот разрешен!

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Теперь точно можно сказать, что , если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.

"Встречка" при развороте

Давайте еще раз отметим - при развороте "встречки" нет . Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.

"Встречка" может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.

Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: "Потому что их нет, и быть не может!", так же как и при развороте вне перекрестка.

Разворот разрешен

Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

  1. Уступить дорогу попутным трамваям
  2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
  3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
  4. Совершить разворот .

Разворот запрещен

Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.

8.5 При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению "проезжая часть " трамвайные пути проезжей частью не являются.

1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.

Следующая ситуация - разворот со встречных рельс:

Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления

Согласно п.9.6 ПДД: "Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается."

За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:

Разворот через сплошную линию разметки:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления , за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи -
наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Нарушение требований разметки:

ответственность по части 2 статьи 12.16:Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье - разворот через трамвайные пути разрешен . Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром "разворот", а связаны с невыполнением требований других пунктов.

т.е. при движении по Кутякова разрешается поворот налево с проезжей части , а не с трамвайных путей попутного направления.

Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.

Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.

Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?


Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.

Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.

Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.


Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?

Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.

Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте

Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:

1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);


2) , то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.


Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления

На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:

«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».

Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.

Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:

  • во-первых, слева от нас;
  • во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
  • в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;

то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов) .


Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!

Трамвай – это такой же полноценный участник дорожного движения, но его конструктивные особенности предполагают установку специальных рельсов.

Трамвайные рельсы могут быть расположены по-разному. Иногда они находятся прямо на проезжей части и дополнительно разграничивают полосы движения для транспортных средств. Также такие рельсы могут располагаться отдельно от дорожного покрытия, отгороженные от него газоном или тротуаром.

Если рельсы расположены отдельно от дорожного полотна, к правилам их пересечения нет каких вопросов. Так как их разграничивает тротуар или газон, у автомобилиста просто нет возможности выехать на пути и препятствовать езде трамвая.

В случае, когда рейсы располагаются прямо на проезжей части, при совершении некоторых маневров водители вынуждены пересекать пути. Один из таких маневров – разворот на трамвайных путях.

В случае неправильного выполнения разворота, водитель может быть привлечен к административной ответственности.

Особенности выезда на трамвайную полосу

В соответствии с требованиями Правил дорожного движения, автомобилист имеет право задействовать рельсы для трамвая только в том случае, если пути располагаются с левой стороны дороги и в попутном направлении.

Еще одно обязательное условие, которое должен соблюдать каждый автомобилист, желающий воспользоваться трамвайными рельсами для удовлетворения своих нужд – задействованы могут быть только пути, которые находятся вровень с основным дорожным покрытием.

В том случае, когда рельсы, предназначенные для движения трамвая, располагаются выше или ниже основного дорожного покрытия, они признаются разделительной полосой, езда иного транспорта по которой запрещено.

Помимо денежного штрафа и лишения своего водительского удостоверения, автомобилист может также существенно повредить свое транспортное средство.

Езда по рельсам, расположенным с правой стороны, также запрещено, так как в таком случае автомобилист выезжает на встречную полосу, за что он также может получить штраф и лишиться своего водительского удостоверения.

Случаи, когда передвигаться по трамвайным путям запрещено

Автомобилист может быть привлечен к административной ответственности, если он выезжает на трамвайные пути, нарушая при этом правила дорожного движения:

  1. Если трамвайные пути располагаются по правой стороне от автомобилиста (чаще всего такая ситуация возникает в крупных городах, где трамвайное сообщение используется активно).
  2. Если рельсы располагаются на возвышенности или, наоборот, ниже уровня основного дорожного покрытия. В таком случае пути используются в качестве разделительной полосы.
  3. Если разворот на рельсах запрещен соответствующими знаками. Такие знаки могут быть установлены:
  • у железнодорожных переездов;
  • в местах, где видимость не превышает 100 метров;
  • в местах, которые предназначаются для остановки общественного транспорта;
  • у мостов, путепроводов и эстакад;
  • у пешеходных переходов;
  • в тоннелях.

Как правильно пересекать трамвайные пути

Иногда из-за острой нехватки времени, водитель вынуждены совершать рискованные маневры. Один из таких маневров – выезд на трамвайные пути.

В соответствии с нормами Правил дорожного движения, автомобилист имеет право выехать на трамвайные пути, если на дороге образовалась пробка.

Однако при совершении такого маневра водитель должен придерживаться некоторых правил:



При этом в Правилах дорожного движения содержится уточнение о том, что езда по полосе, предназначенной для рельсового общественного транспорта, допускается только для опережения. Обгон попутного потока транспорта не допускается, так как при совершении данного маневра автомобилист выезжает на встречную полосу, за что Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственности.

Выезд на встречную полосу для обгона допускается только в экстренных случаях: если необходимо объехать ДТП или если на попутной полосе проводятся ремонтные работы. В таких случаях выезд на встречную полосу движения допускается, только если миновать проблемное место другим способом нельзя.

Правила поворота налево через трамвайные пути

При совершении поворота налево с пересечением во время такого маневра трамвайных путей, автомобилист должен соблюдать некоторые условия:

  1. Прежде всего, водитель должен убедиться в том, что такое маневр не противоречит Правилам дорожного движения (пути находятся на одном уровне с основным дорожным покрытием, нет запрещающих знаков или разметки). Если есть хотя бы один признак, запрещающий совершение такого маневра, водитель должен от него отказаться.
  2. При движении по трамвайным путям, автомобилист должен следить за рельсовым общественным транспортом, движущимся как в попутном, так и во встречном направлении.
  3. Поворот налево выполняется через трамвайные пути, предназначенные для встречного движения транспорта. Причем выехать на такие пути нужно обязательно под прямым углом, чтобы они оказались перпендикулярны автомобилю.

Если выезд на полосу для поворота налево будет совершен с нарушением одного из данных правил, сотрудники дорожной инспекции могут посчитать его выездом на полосу встречного движения, выписать штраф и лишить водительского удостоверения.

Выполнение разворота через трамвайные пути

В Правилах дорожного движения не содержится определения понятия «разворот». На практике, под таким маневром подразумевается процесс перемещения автомобиля на противоположную от изначальной полосу дорожного движения.

При выполнении такого маневра через трамвайные рельсы, водитель должен придерживаться определенных правил:



Выполнение разворота на перекрестке

Для выполнения такого маневра, водитель должен руководствоваться общими правилами, применяемыми к повороту налево и развороту через трамвайные пути.

Однако при выполнении такого маневра необходимо обращать внимание на наличие светофора или регулировщика дорожного движения.

В соответствии с правилами дорожного движения, если на светофоре говорит зеленый свет или регулировщик показывает комбинацию, разрешающую движение, рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилями.

Следовательно, перед началом совершения такого маневра, водитель должен убедиться в отсутствии трамвая, который имеет преимущественное право проезда на разрешающий сигнал светофора или регулировщика.

Штраф за въезд на трамвайные пути

В последние годы количество ДТП с участием трамваем постоянно растет. В больших количествах происшествий виноват именно водитель, так как при выезде на полосу, предусмотренную для движения рельсового общественного транспорта, он не обратил внимания на трамваи.

Размер ответственности за нарушение правил пересечения трамвайных путей, напрямую зависит от пункта Правил дорожного движения, который был проигнорирован водителем.



При выполнении любых маневров, связанных с пересечением рельсов, предназначенных для движения рельсового общественного транспорта, водитель должен убедиться в отсутствии трамваев. В противном случае, он может получить не только штраф, но и серьезные повреждения.

Согласно статистике, лишь малое количество столкновений с трамваем заканчивается без травм и летального исхода.

ДТП на рельсах для движения трамвая

Дорожно-транспортные происшествия, участниками которых становятся автомобиль и трамвай – не редкость.

При ДТП, возникшем во время движения легкового автомобиля по путям, предназначенным для движения рельсового общественного транспорта, виновником в нем признается автомобилист, так как перед тем, как выехать на рельсы, водитель должен был убедиться в том, что он не создает помех трамваю.

Прежде чем начать разговор о манёвре «Разворот», сначала ещё несколько слов о манёвре «Поворот».

Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Если вы ещё не забыли, пункт 8.5, обязывает водителей перед поворотом или разворотом занять соответствующее крайнее положение. И это крайнее положение надо понимать буквально, то есть, например, перед поворотом направо надо расположиться не просто на правой полосе, а на правом краю правой полосы так, чтобы правее вас не могло двигаться никакое другое транспортное средство, даже велосипед.

То же самое и при повороте налево или развороте. Вот как вас спросят об этом на экзамене:

Кто из водителей нарушает правила поворота на перекрестке?

1. Оба.

2. Только водитель мотоцикла, поворачивающий налево.

3. Только водитель автомобиля.

4. Никто не нарушает.

Комментарий к задаче

Во-первых, нарушает водитель автомобиля, и вам это должно быть понятно сразу. Поворачивая направо, он обязан был вести своё транспортное средство как можно правее.

И ещё нарушает водитель мотоцикла, поворачивающий налево. Если сейчас второй мотоциклист не притормозит, они обязательно столкнутся. Этого можно легко избежать, если строго выполнять требование Правил. А Правила требуют совершать поворот налево не просто с крайней левой полосы, а с крайнего левого положения на проезжей части данного направления (то есть так, чтобы левее вас никто не мог двигаться).

К сожалению, это требование (перед поворотом занять соответствующее крайнее положение) не всегда выполнимо.


Посмотрите на рисунок: при повороте направо прицеп оказался на тротуаре, а при повороте налево – на встречке.

И то и другое совершенно недопустимо!



В подобных ситуациях водители просто вынуждены выбирать другую траекторию поворота, и чтобы не делать их нарушителями, Правила и ввели это разрешение (процитируем его ещё раз):

Правила. Раздел 8. Пункт 8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Но эту «вольность» Правила разрешили только для поворотов (про разворот в пункте 8.7 ничего не сказано).

С разворотом дело обстоит несколько иначе. Правила отдельно определили поведение водителей при развороте на перекрёстке и при развороте вне перекрёстка, и ещё особо оговорили ситуацию с разворотом при наличии трамвайных путей.

Разворот на перекрёстке без трамвайных путей.

Из всех многочисленных требований восьмого раздела Правил к этому случаю разворота имеет отношение единственное требование:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, первый абзац. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

И всё! Никаких других требований к развороту Правила в восьмом разделе не предложили!

Ну что же, давайте будем руководствоваться этим единственным требованием.



Если перед перекрёстком нет никаких знаков или разметки, устанавливающих особый порядок движения, тогда соответствующее крайнее положение и для поворота налево, и для разворота – крайняя левая полоса .



А как быть на этом перекрёстке? Здесь с помощью знака 5.15 установлен особый порядок движения!

Здесь два соответствующих крайних положения для поворота налево!

Неужели и разворачиваться можно с двух левых полос?!



То же самое и здесь – разметка 1.18 предлагает водителям два соответствующих положения для поворота налево.

И если руководствоваться пунктом 8.5 Правил, то и разворачиваться тоже разрешено с двух полос.



Но этого не может быть!


Такое разрешать нельзя!

И Правила, конечно же, это не разрешили. Только сказали об этом не в восьмом разделе, а «запрятали» в Приложение 1 (Дорожные знаки) и в Приложение 2 (Дорожная разметка и её характеристики).

Правила. Приложение 1. Дорожные знаки. Знаки особых предписаний. Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы , разрешают и разворот из этой полосы.

Правила. Приложение 2. Дорожная разметка и ей характеристики. Разметка 1.18, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы , разрешает и разворот из этой полосы.

И вот это надо усвоить раз и навсегда:

Какой бы не был перекрёсток, и какое бы не было транспортное средство, разворот на перекрёстке всегда разрешён

только из крайнего левого положения!

Чтобы проверить, знаете ли вы это, на экзамене вам предложат такую задачку:

При этом Правила не содержат никаких требований к самой траектории разворота. Правила сознательно оставили свободу выбора водителям – решайте сами, по какой траектории будете разворачиваться в каждой конкретной ситуации. Единственное и обязательное условие – разворот на перекрёстке необходимо всегда начинать с крайнего левого положения!


Хотите – разворачивайтесь по малой дуге (траектория Б), хотите – по большой (траектория А), Правила не возражают.

И, кстати, завершая разворот, разрешается заезжать на любую свободную полосу.

Повторяю – Правила оставили водителям свободу выбора – решайте сами, по какой траектории вам лучше развернуться в каждой конкретной ситуации.

Ученики . Наш инструктор учит нас на любом перекрёстке разворачиваться только по большой траектории, а Вы говорите, что можно по любой.

Учитель. Правильно делает ваш инструктор. Дело в том, что ГИБДД упрямо продолжает квалифицировать разворот по малой дуге как выезд на полосу встречного движения.

Ученики. Так оно вроде так и есть. Разворачиваясь по малой дуге, мы действительно выезжаем на встречку.

Учитель. Хорошо, давайте поговорим об этом поподробнее.


Установим перед перекрёстком знак, информирующий водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движения.

Теперь как ни разворачивайся всё равно выезжаешь на встречку (по логике ГИБДД).

Но разворот на этом перекрёстке не запрещён!

И за разворот на таком перекрёстке (по любой дуге) ГИБДД не наказывает.

На таком перекрёстке запрещён только поворот налево и об этом чётко сказано в Правилах:

Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Но про разворот ничего такого не сказано! Ведь чем отличается разворот от поворота. При повороте вы съезжаете на другую дорогу (и в данном случае оказываетесь на встречке), а при развороте остаётесь на той же дороге, только меняете направление движения на противоположное. И никакая «встречка» тут ни при чём, разворот на перекрёстке (точнее – на пересечении проезжих частей) просто разрешён без всяких указаний на то, по какой траектории его нужно совершать.

Да вот же, чего далеко ходить, задачка из Билетов ГИБДД:



Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?

1. Дождётесь другого сигнала регулировщика.

2. Уступите дорогу легковому автомобилю, осуществляющему разворот.

3 . Проедете перекрёсток первым.

Комментарий к задаче.

Такой сигнал регулировщика разрешает движение обоим транспортным средствам и, как видим, водитель легкового автомобиля разворачивается по короткой дуге (на глазах у инспектора!), и ничего страшного не происходит.

Тем не менее, вопреки всему, инспектора ГИБДД упрямо продолжают карать водителей за разворот по такой траектории.

Тут мне вспоминается, что в предыдущей редакции Билетов была ещё и такая задачка:

Правильный ответ – третий – ВСЕ ЗНАКИ РАЗРЕШАЮТ ВЫПОЛНИТЬ РАЗВОРОТ! А в комментарии к задачке так прямо и было написано: «Знаки «Выезд на дорогу с односторонним движением» НЕ запрещают разворот на перекрёстках таких дорог».

Правда, в действующей редакции Билетов этой задачки нет. Возможно, со временем уберут (или изменят) и предыдущую задачку (с регулировщиком). Возможно, даже перепишут Правила, где прямо укажут, что разворот по малой дуге запрещён.

Но пока ситуация такова – Правила разрешают разворот по любой траектории, а ГИБДД разрешает только по большой дуге.

Тут, правда, есть один нюанс.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка. Имейте в виду, в данном случае разворачиваться нужно только по большой дуге.

Давайте разберём эту задачку.


В данном случае ваша дорога имеет разделительную полосу, а на перекрёстке в разрыве разделительной полосы нанесена разметка 1.1 – короткий отрезок сплошной осевой линии.

То есть при развороте по малой дуге справа от вас окажется сплошная линия, назначение которой - разделить встречные потоки транспорта!

В данном случае, огибая разделительную полосу по кроткой дуге, вы точно прокатитесь по встречке!

Ученики. А если разметки не будет или она не видна?

Учитель. Всё равно, если приходится огибать разделительную полосу, разворачивайтесь обязательно по большой дуге.

В Правилах (в частности в восьмом разделе) о таком развороте нет ни слова. Авторы сборника «Экзаменационные тематические задачи», комментируя эту ситуацию, ссылаются на пункт 8.6:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Комментарий, мягко говоря, странноватый. Причём здесь пункт 8.6?! В нём речь идёт о повороте! А мы собираемся выполнить разворот! А про разворот в пункте 8.6 ничего не сказано. И повторяю ещё раз – в Правилах вообще ничего не сказано о том, по какой траектории следует выполнять разворот. А что не запрещено, то разрешено.


Логика авторов Билетов такова – прежде чем сделать разворот , водитель (в данной ситуации, когда на вашей дороге есть разделительная полоса) сначала совершает поворот налево и, следовательно, подпадает под действие пункта 8.6, запрещающего при повороте оказаться на встречке.

Ну, не знаю, в данной ситуации разворачивать действительно нужно только по траектории А. Но не потому, что манёвр «Разворот» можно разделить на два «подманёвра» - сначала один поворот налево, потом другой поворот налево.

А потому, что в данной ситуации на перекрёстке в разрыве разделительной полосы нанесена осевая линия разметки, разделяющая встречные потоки транспорта.

Тут уж скорее подходит пункт 1.4:

Правила. Раздел 1. Пункт 1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Хотя какая разница, как это комментировать, главное мы усвоили:

1. Если на пересекаемой дороге одностороннее движение (неважно в какую сторону), можете смело разворачиваться по любой траектории – и Правила не возражают, и гаишники не наказывают.


2. Если приходится огибать разделительную полосу, тогда только по большой дуге.


3. Во всех остальных случаях на экзамене - только по большой дуге (иначе экзамен не сдадите). Да в жизни, если развернётесь по большой дуге, никаких проблем тоже не будет.

А при развороте по малой дуге водители сегодня рискуют получить наказание. Причём наказание нешуточное (вплоть до лишения прав на полгода). Свою правоту придётся доказывать в суде. Оно вам надо?

Разворот на перекрёстке при наличии трамвайных путей.

Итак, на перекрёстках всем транспортным средствам разворот разрешён только с крайней левой полосы! Это если слева нет трамвайных путей, расположенных на одном уровне с проезжей частью. А если трамвайные пути есть, тогда водители обязаны руководствоваться уже знакомым вам пунктом 8.5 Правил:

. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них.


То есть разворот (так же, как и поворот налево) водители обязаны выполнять с трамвайных путей (если они попутного направления, расположены слева от вас на одном уровне с проезжей частью).

В данной ситуации крайнее левое положение будет на трамвайных путях, и разворачиваться водители обязаны только по траектории А.

И это требование вполне логично - левее вас через перекрёсток уже никто не поедет.

У пункта 8.5 есть ещё продолжение:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац . При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения .


Перед этим перекрёстком установлен знак 5.15 «Направление движения по полосам». Да ещё и на проезжей части разметка 1.18 (стрелы, дублирующие действие знака).

Этот знак и эта разметка строго предписывают:

Поворот налево и разворот выполнять с левой полосы проезжей части.

Движение прямо через перекресток по трамвайным путям запрещено.

Теперь и поворачивать налево, и разворачиваться надлежит по траектории Б.

В данной ситуации крайнее левое положение будет на левой полосе проезжей части. И через перекрёсток левее вас (по трамвайным путям) никто не имеет права двигаться.

У пункта 8.5 есть ещё продолжение, и полностью он звучит так:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац . При этом не должно создаваться помех трамваю.

О том, как надлежит не создавать помех трамваю, мы подробно поговорили в предыдущей теме «Повороты», когда обсуждали поворот налево с трамвайных путей.

Разворот вне перекрёстка.

Если есть трамвайные пути, тогда разворачиваться нужно обязательно с них (если, конечно, знаками или разметкой не дано иных указаний). К этому случаю применим всё тот же пункт 8.5:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац . При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения.

Как видим, здесь не сказано, о каком месте идёт речь (на перекрестке, до перекрёстка, после перекрёстка), а, значит, это требование действует везде.

И, кстати, на экзамене вас об этом тоже спросят:

При развороте с трамвайных путей левее вас уже никто не поедет, и уступать дорогу надо будет только встречным транспортным средствам. Ну, и конечно, трамваю попутного направления, на чьи рельсы вы заезжаете:

При повороте налево или развороте вне перекрёстка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.


Если трамвайных путей нет, разворот, естественно, должен выполняться с крайнего левого положения на проезжей части.

В этом случае уступать дорогу придётся только встречным транспортным средствам.


Но Правила разрешили и такой вариант – разворот от правого края проезжей части (если ширина дороги не позволяет выполнить разворот с крайнего левого положения).

Понятно, что в этом случае придётся уступать дорогу и встречным и попутным. Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.8. Если при развороте вне перекрёстка ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Обращаю ваше внимание! – на узкой дороге при наличии тротуара разворот допускается осуществлять от правого края проезжей части, а при наличии обочины, можно даже с обочины. Но всё это при условии, что ширина проезжей части недостаточна для разворота из крайнего левого положения.

И об этом на экзамене спрашивают:

Ну, а теперь самое главное – где разворот запрещён.

Разворот может быть запрещён или разметкой, или знаками, или Правилами.

Как разворот может быть запрещён дорожной разметкой.


Вот самый простой случай – осевая линия на двухполосной дороге не прерывистая, а сплошная. И значит, на всём перегоне между перекрёстками разворот запрещён.


Но возможен и такой вариант – с обеих сторон трамвайных путей проведены продольные сплошные линии. В этом случае движение по трамвайным путям запрещёно даже при объезде препятствия. Что уж тогда говорить о развороте.

Ученики. Можно ли развернуться на многополосной дороге при отсутствии разметки?

Учитель . Давайте заглянем в Правила:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.



Отсюда следует, что движение по встречке на многополосных дорогах запрещено категорически.

Если разметки нет, включайте собственный глазомер и во всех случаях двигайтесь по своей половине проезжей части.



А про разворот сказано вот что: « …развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой».

То есть если разметка разрешает, пожалуйста, разворачивайтесь.



Но если разметки нет, то это тожеместо, где разворот не запрещён разметкой (раз разметки нет, то она и запрещать ничего не может).

Так что по Правилам разворот на многополосных дорогах при отсутствии осевой линии НЕ запрещён.

Как разворот может быть запрещён дорожными знаками.


Нет ничего проще – повесили перед перекрёстком соответствующий знак, и разворот на перекрестке запрещён.


А на этом перекрёстке не только нельзя развернуться, нельзя даже повернуть направо или налево. Только прямо!

Как разворот может быть запрещён Правилами.

Правила. Раздел 8. Пункт 8.11. Разворот запрещается:

- на пешеходных переходах;

- в тоннелях;

- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

- на железнодорожных переездах;

- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

- в местах остановок маршрутных транспортных средств.

1. Разворот запрещён на пешеходных переходах .

Пешеходный переход – это место, где Правилами разрешено появление пешеходов на проезжей части. Вполне логично, что те же Правила побеспокоились о безопасности пешеходов и запретили здесь разворот, движение задним ходом, остановку и стоянку транспорта, а также обгон.

Получается, что пешеходный переход – это зона с особым режимом движения. Тогда необходимо определиться – какова протяжённость этой зоны, в которой действуют все перечисленные выше ограничения. Заглянем в Правила:

Правила. Раздел 1. «Пешеходный переход» - участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками .



Отсюда следует, что если на проезжей части нанесена «зебра», тогда неважно, есть знаки или их нет.

В любом случае зона пешеходного перехода это расстояние между внешними границами "зебры".


Если «зебры» нет или её не видно (например, из-за выпавшего снега), тогда ориентиром для водителей могут служить только знаки.

В этом случае зона пешеходного перехода – расстояние между знаками.

Правила запрещают разворот именно на пешеходном переходе.

Непосредственно перед ним и после него разворот не запрещён, и на экзамене об этом спрашивают:

2. Разворот запрещён в тоннелях.


С трудом представляю себе водителя, который рискнёт разворачиваться в тоннеле. Тут и Правила никакие читать не надо, достаточно одного здравого смысла.

3. Разворот запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними.

Здесь, как мне кажется, тоже не требуется никакой комментарий. Единственное, что, пожалуй, стоит сделать, так это разобраться с тем, что такое путепровод и эстакада, и чем они отличаются от моста.


Мост соединяет два берега реки или пролива, или оврага.


Путепровод - один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой.


Эстакада - инженерное сооружение, предназначенное для размещения дороги выше уровня земли.

4. Разворот запрещён на железнодорожных переездах.

Уж что-что, а железнодорожный переезд – это точно зона с особым режимом движения. И, конечно же, разворот в зоне железнодорожного переезда Правилами категорически запрещён.

Но какова протяжённость этой зоны? Где именно запрещён разворот? Что интересно, в Правилах об этом ни слова, приходится обращаться к другим источникам.

Вот как определена зона ж/д переезда в книжке «Комментарии к ПДД» (авторы А.Ю. Якимов, С.Н. Антонов, М.Б. Афанасьев и др.) под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта В.Н. Кирьянова: «Запрещение разворота распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет – дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2».


Если переезд оснащён шлагбаумами, тогда зона железнодорожного переезда – это расстояние между шлагбаумами.

До шлагбаума и после шлагбаума разворот не запрещён.



Если это переезд без шлагбаумов, тогда на месте шлагбаумов будут стоять знаки 1.3.1 «Однопутная дорога» или знаки 1.3.2 «Многопутная дорога».

В этом случае зона железнодорожного переезда – это расстояние между знаками. Именно в этой зоне разворот и запрещён. До переезда и после переезда разворот НЕ запрещён. И об этом на экзамене спрашивают:

5. Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.


При скорости 90 км/ч автомобиль проезжает 100 метров за четыре секунды, а при скорости 60 км/ч – за 6 секунд. Правила сочли, что этого вполне достаточно для безопасного разворота.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка:



Можно ли Вам развернуться в этом месте?

1. Можно.

2. Можно только в светлое время суток.

3. Нельзя.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Использование трамвайных путей в дорожном движении направлено на увеличение пропускной способности проезжей части. Отдельные пункты правил дорожного закона направлены на решение двух задач: освобождение крайней левой полосы и создание условий для бесконфликтного движения с рельсовым транспортным средством.

Общие положения

  • трамвайные пути расположены на одном уровне с прилегающей полосой;
  • занимаемая часть полотна принадлежит только путям попутного направления;
  • не допускается ограждение проезжей части от попутных путей, например, за счет конструктивного выделения остановки.

Дополнительно водитель должен учесть, что при выезде на отмеченный элемент дороги, машина не должна создавать помеху для движения трамваю.

Правила поворота налево с трамвайных путей

Перестроение на линию попутного трамвая является обязательным согласно пункту 8.5 главы 8 дорожного закона. Его редакция предполагает:



Особенность выполнения таких условий определяется пунктом 9.1 ПДД. Здесь водитель выбирает положение на своей половине проезжей части самостоятельно при отсутствии иных предписаний.

Для условий оживленных обозначенных и регулируемых перекрестков чаще выполняется последнее из указанных условий.

Таким образом, повернуть налево с линии трамвая возможно для левого маневра на прилегающую или дворовую территорию.

Действия водителя в ином случае легко представить в виде определенного алгоритма:

  • при подъезде к пересечению уточнить наличие знаков 5.15.1 или 5.15.2 «Направление движения по полосе» (или полосам);
  • обратить внимание на отсутствие помехи в виде попутного трамвая;
  • обозначить маневр включением указания поворота;
  • снизить скорость, совершить перестроение на попутную часть дороги.

Совершать поворот следует с учетом правила преимущественного проезда, а в равных условиях пропустить встречный транспорт. Дополнительно учитывайте, что пункт 13.1 предписывает необходимость уступать дорогу пешеходам и водителям велосипедов.

Разворот с трамвайных путей

Перестроение на попутные трамвайные пути предполагает равные условия по сравнению с аналогичными действиями для левого поворота:

  • отсутствие обозначения полосы в виде знаков или разметки, как разрешенной для разворота или поворота налево;
  • соблюдение условий для безопасного перестроения на линию трамвая.

Для такого сложного маневра как разворот, характерны некоторые особенности:

  1. Выполнение маневра производится по возможности с минимальным радиусом. С этой целью выполняйте его после полной остановки.
  2. Предоставление преимущества встречному транспорту производится согласно пункту 13.4 для регулируемых пересечений и 13.12 для нерегулируемых перекрестков, т. е. для встречного транспорта, едущего прямо.

Для выполнения маневра для изменения направления движения в обратную сторону, выезд на трамвайные пути потребуется наверняка.


Помешать развороту за пределами перекрестка с трамвайных путей способна только одна особенность, которая не позволит занять их. К примеру, нанесение разметки 1.2.1 для обозначения границы проезжей части, делает выезд на линию движения трамвая невозможной. При нанесении такой линии слева от водителя по ходу движения, она не должна пересекаться.

Сигналом для возможного перестроения станет:

  • разрыв разметки до прерывистой линии, что обычно делают в пределах перекрестков;
  • при покрытии разметки снегом.

При выполнении разворота за пределами перекрестка, учитывайте возможные ограничения для этого маневра:

  • ограничение видимости (менее 100 м);
  • пешеходные переходы;
  • остановки МТС;
  • на таких объектах, как путепроводы, эстакады и мосты, а также под ними.

Прохождение линии движения трамвая через отмеченные объекты вполне допускается, поэтому место разворота выбирается по совокупности правил.

Выполнение сложных маневров в условиях движения интенсивного потока способно задержать автомобиль на попутных путях надолго. Дорожный закон не регламентирует дальнейшее поведение водителя. К примеру, ПДД Беларуси предписывают вернуться в ранее занимаемую полосу, чтобы предоставить преимущество рельсовому транспорту.

Опытный водитель легко сориентируется, и заметит жест встречных авто, которые позволят закончить маневр, и уступят дорогу. Успейте заметить предложение коллег по потоку! Не забудьте поблагодарить их!

Среди характерных ошибок, которые демонстрируют неумелое выполнение маневра, выделяются:

  1. Неправильный выбор места разворота. Помимо отмеченных запретных мест, водители выбирают зауженные участки, напротив припаркованных машин. При выполнении разворота в два захода создается помеха для движения встречного трамвая или машин.
  2. Перпендикулярное расположение на трамвайных путях. Такая позиция расценивается, как использование встречных трамвайных путей.
  3. Неполный выезд на трамвайные пути. Такое расположение провоцирует опасную ситуацию на примыкающей полосе для движения, которая является наиболее скоростной из других попутных частей.

Прямой ответственности за неиспользование трамвайных путей при маневрировании не предусмотрено. Однако, возможно наказание за невыполнение смежных пунктов дорожного закона.