Как выглядит старый полис осаго. Как выглядит полис осаго в электронном виде и как им пользоваться? Что предъявлять инспекторам ДПС и какие могут быть при этом проблемы

В 2016 году Российская Ассоциация Автомобилистов (РСА) ввела в оборот усовершенствованные бланки полиса обязательного автострахования.

От прежних бланков они отличаются цветом и улучшенными защитными элементами. Подробно о том, как выглядит ОСАГО в новом варианте, расскажет страховой брокер Авто-Услуга.

Полис кардинально изменил расцветку. Теперь он стал розовым (был зеленоватого цвета). Содержание же практически не изменилось. Для наглядности пробежимся по пунктам.

Изображение 1: Заглавная часть

Здесь страховщик ставит штамп с наименованием компании и адресом. Указываются серия и номер.

Эти сведения хранятся в единой базе РСА, где по ним можно проверить принадлежность и подлинность страховки.

Тут же отмечаются срок действия (как правило, он составляет 12 месяцев) и период использования авто. Обычно автомобиль используется круглый год, но можно указать и иное (хоть через день). Если в страховке мало места, она дополняется приложением, заверенным обеими сторонами.

Изображение 2 Данные о страхователе, владельце транспортного средства (ТС) и о самом ТС

Страхователем может быть любой человек, даже не владелец авто. Но в графе о собственнике указывается именно собственник. Информация о машине вносится строго по документам. Указывается цель использования ТС – для личной или учебной езды, аренда и пр.

Изображение 3: Ограничение на водителей

Полис может быть ограниченным и неограниченным (открытым). Напротив нужного пункта ставится крестик или галочка. В ограниченную страховку можно вписать сколько угодно водителей. Если мало места, страховщик должен составить приложение.

Но если водителей больше трех, мы рекомендуем . Это будет выгодно со всех сторон: и по стоимости, и по эксплуатации (за руль может сесть любой человек с водительскими правами). Как выглядит ОСАГО без ограничений? Так же. Только в графе вместо данных о водителях ставится прочерк (не указывается даже владелец).

Изображение 4: Данные о водителях в ОСАГО без ограничений

Изображение 5: Разъяснения по страховым суммам, случаям и территории действия полиса

Изображение 6: Страховая премия и особые отметки

В цифрах указывается сумма уплаченной страховой премии. В графу ниже страховщик может внести любую важную для него информацию. Например: реквизиты платежной квитанции, КМБ и пр.

Изображение 7: Заключительная часть

Проставляется фактическая дата оформления. Она может отличаться от даты начала действия страховки, так как заключить новый договор можно за 30 дней до окончания срока действия старого.

В завершении указываются данные о страхователе и страховщике. Стороны ставят подписи, закрепляется документ круглой печатью страховой компании. Без нее полис может считаться недействительным.

Как выглядит полис ОСАГО с улучшенной защитой

У новой страховки усложнился фон – цвет плавно переходит от желтого к сиреневому, добавлены графические узоры. Укрупнился шрифт. Теперь не надо напрягать глаза, чтобы прочитать текст полиса.

Усложнились и водяные знаки: если смотреть на просвет, в центре вырисовывается увидеть автомобиль, по краям аббревиатура РСА, расположенная по вертикали.

Для большей надежности добавлена ныряющая металлизированная нить с текстом: видимая надпись «ОСАГО» и наблюдаемая на просвет «Полис». Добавлен QR-код. Он находится в правом верхнем углу и содержит информацию о страховщике.

Смотрите, как выглядит полис ОСАГО с новой защитой.

Изображение 8: Полис ОСАГО с новой защитой

Как выглядит электронный полис ОСАГО

Оформление страховки в режиме онлайн доступно с 2015 года. Но пока такая возможность не стала популярной по причине недоверия водителей и страха оказаться обманутым. А зря. Здесь нет ничего страшного, но с непривычки можно запутаться.

С октября 2015 года владельцы транспортных средств получили возможность оформлять страховку через интернет и не возить с собой бумажный официальный документ. Все данные перепроверяются сотрудниками ГИБДД через единую базу данных РСА . Однако, далеко не каждый автолюбитель готов перейти на электронную версию в силу недостаточной осведомленности и боязни столкновения с неприятностями в дальнейшем. В рамках статьи рассмотрим несколько подробнее, как выглядит электронный полис ОСАГО, и на что стоит обратить внимание, чтобы получить подлинную электронную версию.

Что такое электронный полис ОСАГО?

Сегодня каждый автолюбитель сможет заключить договор в электронном формате. Главной его отличительной чертой от бумажной версии выступает отсутствие необходимости в традиционных общепризнанных методах защиты. Для него не требуется официальный государственный бланк, печать или подпись. Все данные заносятся в единую базу данных, где их может проверить не только клиент страховой компании, но и сотрудник государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Приобрести электронный страховой полис автовладелец может путем заключения договора в офисе той или иной страховой компании, при вызове агента на дом или личном оформлении в режиме реального времени. Среди главных причин внедрения автогражданской ответственности подобного типа можно отметить борьбу с навязыванием определенного спектра дополнительных услуг, мошенничеством, выдачей поддельных полисов. К тому же оформление происходит быстро, просто и экономически выгодно.

Как выглядит электронный полис ОСАГО

Выше мы разобрались, что такое электронный полис ОСАГО. После его оформления и оплаты вам придет электронный документ. По сути, форма ОСАГО нового образца схожа с традиционной, но имеет некоторые отличия. Пример этого бланка представлен ниже.

Структура выглядит следующим образом:

  1. Надпись «электронный страховой полис» присутствует исключительно на бланке этого типа. На бумажной версии ее просто нет.
  2. Серия и номер документа. Каждый e-полис имеет уникальные номера, которые можно с легкостью проверить через единую базу данных Российского союза автостраховщиков. Данная мера позволяет с легкостью и быть уверенным в его правовом статусе. К тому же на официальном портале вы сможете выбрать и страховщика, который имеет право на реализацию страховых полисов электронного типа. Важной информацией выступает смена букв ССС или ЕЕЕ на ХХХ в серийном номере.
  3. Период страхования. По умолчанию срок действия такого полиса составляет 1 год. Но допускается и установление иного страхового периода.
  4. Срок использования. Это конкретный временной период эксплуатации транспортного средства.
  5. Страхователь – совершеннолетнее и дееспособное лицо, решившее оформить страховку. Но оно может не быть владельцем страхуемого транспорта.
  6. Собственник – лицо. Являющееся владельцем по ПТС .
  7. Сведения о транспортном средстве – марка, VN-код , номер регистрации и данные ПТС или СТС. Главное, чтобы марка прописывалась имен так, как указано в СТС или ПТС. В противном случае вы не сможете получить полис, т. к. данные в базе АИС РСА не совпадут.
  8. Перечень лиц, допущенных к управлению автомобилем. Неограниченный список позволяет садиться за руль каждому автолюбителю, имеющему водительское удостоверение.
  9. Страховая премия.
  10. Особые отметки – в данной графе информация проставляется непосредственно сотрудниками страховой компании. Ее стоит проверять особо тщательно, т. к. здесь указывается страховая компания, в том числе и веб-сайт, на котором ваша машина страхуется.
  11. Дата заключения договора. Перезаключить договор на новый срок допускается за 30 календарных дней.
  12. Подписи сторон. Отличительной чертой стоит отметить, что полис ОСАГО в электронном виде не имеет подписи страхователя, поскольку проставить ее он не может при онлайн-оформлении.
  13. Печать страховой компании.

После оформления и оплаты онлайн-электронная страховка высылается страхователю на email, после чего он сможет и предоставлять сотрудникам ГИБДД по требованию.

Можно ли подделать e-ОСАГО

С вопросом относительно того, как выглядит e-ОСАГО , мы разобрались выше. Осталось только понять, является ли он официальным документом, можно ли его подделать и как отличить подлинник.

Образец электронного полиса ОСАГО

На нем четко видны основные отличительные черты: соответствующая надпись, смена букв в серии документа, отсутствие личной подписи страхователя и т.д . Несмотря на то что пользоваться приходится лишь распечатками e-полиса , вы можете быть абсолютно уверены в подлинности, т. к. при оформлении все данные заносятся в единую базу Российского союза автостраховщиков, и это легко проверить. Таким образом, получается, что внедрить или использовать подделки не получится. В свою очередь, шаблон заполнения бланка позволяет упростить и ускорить процедуру страхования автогражданской ответственности, но воспользоваться этим вы сможете только при повторном страховании.

В заключение хотелось бы отметить, что по закону иметь при себе электронный страховой полис совершенно необязательно . Сотрудники ГИБДД в такой ситуации должны действовать согласно должностной инструкции. Главное, у вас есть полис, иневажно , как он выглядит. Тем не менее рекомендуется держать при себе распечатку вашего страхового полиса. Проверка полисов осуществляется через специальную единую базу РСА, в связи с этим при оформлении электронной страховки стоит перепроверить сведения, чтобы быть уверенным в пути.

21 апреля Президент РСА Игорь Юргенс представил общественности новый бланк полиса ОСАГО образца 2016 года. Главная цель ввода нового бланка — защита от поддельных полисов, наводнивших рынок за последний год. В нем увеличена степень защищенности, добавлены элементы защиты, применяемые в банкнотах.

Показанный макет еще находится на согласовании, в него могут внести незначительные изменения. Но основные отличия от нынешних бланков ОСАГО уже известны.

Как выглядит новый бланк полиса ОСАГО?

На фото ниже можно увидеть новый бланк ОСАГО, показанный РСА.

Перечислим изменения, которые претерпел бланк.

1. Цвет. Новый бланк стал розовым, вместо прежнего зеленого.

2. Фон. Фон бланка сделали более сложным, в него добавили графические узоры, внедрена так называемая цветовая растяжка от желтого, к розовому и сиреневому цветам.

3. Шрифт. В бланке полностью заменили шрифты. Они стали крупнее и лучше читаются.

4. Водяные знаки. Нынешний зеленый полис ОСАГО тоже снабжен водяными знаками. Но новый полис имеет более сложные знаки. У них изменился размер и размещение по площади бланка. Если взглянуть на просвет, то будут видны схематические изображения автомобилей. По бокам добавлены вертикальные водяные знаки в виде логотипа РСА.

5. Металлизированная нить. Впервые для полисов ОСАГО в бланк добавлена металлизированная нить. На которую нанесен текст «ОСАГО». На просвет на нити читается текст «полис».

Одна только металлизированная нить усложнит жизнь мошенникам минимум на 2 года. Именно столько требуется для отладки технологии её изготовления.

6. QR-код. В правом верхнем углу появится специальный двухмерный QR-код. В нем будет зашифрована информация о страховой компании, оформившей полис.

В перспективе в QR-код добавят сведения самого полиса: данные страхователя, автомобиля, информацию по аварийности из базы АИС РСА.

Будет ли бланк ОСАГО меняться и дальше?

В дальнейшем бланк нового образца будет усложняться и дополняться сведениями, которые раньше не указывались в полисе.

К примеру, РСА обещает, что в полисе появится формула полного расчета страховой премии со всеми примененными коэффициентами, включая коэффициент за аварийность бонус-малус.

Когда начнут менять полисы ОСАГО?

Обновление бланков полисов ОСАГО в России начнется с 01 июля 2016 года. Процесс будет происходить планомерно, без резких движений.

При заключении полиса ОСАГО на новый срок автовладельцам и водителям начнут выдавать бланки нового образца.

При этом нынешние «зеленые» полисы ОСАГО будут действовать параллельно с «розовыми» и иметь ту же юридическую силу.

Затраты на замену бланков полностью лягут на страховые компании, и не скажутся на стоимости ОСАГО. Впрочем, себестоимость новых бланков по словам Игоря Юргенса выросла несущественно — всего на 1 рубль.

С 1 июля 2016 г. страховые компании начали продажу полисов ОСАГО нового вида. Документы не только изменились внешне, но и получили усиленную защиту от подделок.

В чем причины выпуска новых бланков

Выпуск бланков нового образца позволит:
  • вывести из обращения поддельные бланки,
  • снизит вероятность появления фальсификатов,
  • заставит страхователей отказаться от покупки подделки и приобрести полис ОСАГО нового образца.

Каковы плюсы замены страховых полисов

Новые полисы ОСАГО с 1 июля 2016 года помогут:
  • повысить уровень защиты и сохранения персональных данных владельцев авто и самих транспортных средств;
  • пресечь мошеннические действия, связанные с изготовлением и продажей поддельных полисов страхования автогражданской ответственности сторонними фирмами, выдающими себя за представительства страховых компаний;
  • прекратить бесконтрольное распространение неиспользованных старых бланков.

Что изменилось в бланке

Рассмотрим, как выглядит новый полис ОСАГО и чем он отличается от старого:

  • Цвет документа . Новый бланк поменял цвет – стал розовым (ранее был зеленым).
  • Графическое оформление . Страховые полисы ОСАГО нового образца для дополнительной защиты от подделок получили графические рисунки и сложную растяжку цветов (от желтоватого к сиреневому и розовому оттенкам).
  • Шрифт текста . Теперь буквы и графы для заполнения стали крупнее и удобнее для чтения.
  • Средства защиты . Бланк нового полиса ОСАГО получил защиту более высокого уровня: металлизированную полосу с надписью «полис», логотипы РСА и др. Изменился размер старых водяных знаков.
  • Двухмерный QR-код . Он появился в верхней правой части бланка. С его помощью можно получить информацию, подтверждающую заключение договора.

Нужно ли срочно менять свой полис ОСАГО на новый

Если срок Вашего предыдущего полиса не истек до 1 июля 2016 г., то срочно приобретать новую страховку не надо. Старые зеленые бланки являются действительными до истечения срока автострахования, указанного в договоре.

Новые полисы в обязательном порядке выдаются после 1 октября 2016 г. Процесс оформления остается прежним. Автовладельцев, имеющих электронные полисы ОСАГО, нововведения не коснутся вовсе.

Купить новый полис ОСАГО Вы можете в ближайшем офисе «АльфаСтрахование» в Москве или другом городе. Для получения дополнительных сведений обратитесь к консультанту компании.

Всем привет! На связи Илья Кулик, и сегодня я расскажу вам о том, как выглядит электронный полис ОСАГО.

Уже более года россияне имеют возможность приобретения электронных полисов ОСАГО онлайн у целого ряда крупных страховщиков, таких как Росгосстрах, Уралсиб, Альфастрахование, ВСК, Ресо и др. игроков страхового бизнеса, имеющих технические возможности для подобной торговли в корректном режиме.

В будущем, возможно, т. н. е-страхование онлайн имеет все шансы на почти полное вытеснение из оборота привычных бумажных документов. Но на сегодня до этого еще далеко. Не все водители, несмотря на прошедшее немалое время, знают о самом существовании электронных полисов, не говоря уже о представлении их надлежащего вида.

Более того, даже не все инспекторы ДПС, особенно из глубинок, относятся к просвещенным по данному вопросу сотрудникам, выписывая необоснованные штрафы и создавая лишние проблемы и себе и водителям.

Поэтому назрела надобность в данной статье, которая расставит все точки над «i» по внешнему виду е-полиса и по его определению как правомочного документа.

Цифровая эпоха порождает вопросы

Прежде чем перейти к описанию полиса, я остановлюсь на одном важном моменте, который нужно подробно разъяснить в самую первую очередь.

Дело в том, что для многих автомобилистов, а также для значительной части инспекторов ДПС, не совсем понятен статус е-автогражданки, а именно его фактической принадлежности к юридически правомочной документации.

И действительно, цифровая эпоха с такой стремительной скоростью входит во все сферы жизни людей, что далеко не у всех успевает сформироваться серьезное отношение к ее плодам.

Не все ментально готовы в отношении полисов е-ОСАГО принять их документальную полноценность и у многих возникает вполне резонный вопрос: а есть ли мальчик, говоря образом известного афоризма.

В каком именно виде должен существовать е-полис как осязаемый и правомочный документ? В виде просто «электронки» или в виде тандема с бумажным носителем? А который из них главнее, и документ ли это вообще?

Классическая претензия ДПС по е-полису в переходный период

С 1 октября 2015 г., после начала полноценной реализации электронных ОСАГО (с 1 июля было доступно лишь продление), на дорогах было множество случаев неправомерного штрафования ДПС автомобилистов на основании отсутствия у них надлежащего полиса автогражданки.

И основной претензией, которую предъявляли стражи дорог при предъявлении водителем распечатки е-ОСАГО с домашнего принтера, было подобное нижеследующему:

– Что вы мне, гражданин, свою липу суете? Вы вообще в трезвом состоянии, что позволяете себе вместо полиса ОСАГО показывать инспектору его ксерокопию?!

Вот именно, несмотря на комичность подобного месседжа, рациональное зерно логики здесь присутствует: водитель действительно показывает полицейскому какой-то черно-белый «ксерокс», без живых подписей и печатей, и нагло объявляет, что он полностью правомочен, т. к. хоть и приобретен дома, с ноутбука, но зато в приличной компании и за приличные деньги.

Электронный полис, как правомочный е-документ

А правда ведь в том, что данная бумага-распечатка действительно не имеет никакой правомочности, т. к. это всего лишь распечатка и есть – отзеркаливание настоящего документа, которого, в свою очередь, на нашем с вами физическом плане не существует в привычной офисно-осязаемой форме.

То есть, ксерокс, как «документ», если сравнивать, имеет большую «значимость», т. к. он предполагает наличие физического документа, а в нашем случае е-полис не может похвастаться даже этим.

Вывод: е-полис ОСАГО предусматривает полную виртуальность

В качестве вывода по данному разделу можно сказать следующее:

  • Дублирующий полис на полноценном бумажном бланке-носителе е-страхование в обязательном порядке не предусматривает.
  • Распечатка электронного полисасама по себене имеет самостоятельной юридической значимости, т. к. определить по ней действительность страхования, без привлечения баз данных из сети, невозможно.
  • Внешний вид электронного полиса не играет существенной роли, даже если это «настоящий» виртуальный документ, т. к. важна лишь сама информация в базах данных и ее достоверность.

Еще добавлю, что номинально можно вообще обойтись без какой-либо документоподобной внешней формы содержащейся в базах информации – ее удобнее всего хранить в простых таблицах, но с учетом особенностей человеческого восприятия, пока что на экране монитора можно видеть полис, похожий на бумажный.

Еще, для большего понимания сути, я приведу очень яркую аналогию с деньгами: есть бумажные деньги и за их «неправильную распечатку» могут запросто посадить в тюрьму, а есть уже всем привычные электронные деньги, которые даже бутафорского внешнего вида не имеют, но тем не менее, они равны по стоимости бумажным.

Однако, несмотря на все вышеописанное, внешность е-полис все же имеет и вам полезно будет знать ее «в лицо», поэтому я опишу данный виртуальный документ по пунктам, как я делал это в .

Как выглядит электронный полис ОСАГО

На приведенном ниже фото вы можете увидеть, как выглядит заполненный е-полис ОСАГО. Его важное отличие от бумажного в том, что он не имеет и не должен иметь никаких явных или скрытых визуальных элементов защиты – они здесь совершенно излишни, т. к. тут в защите нуждается не изображение на экране или на распечатке, а содержимое информационных баз данных.

В статьях, описывающих электронный полис, об этом говорится так: «нет привычного защитного микроузора, но он такой же зеленый…». На это вообще обращать внимание не следует – микроузор и другие видимые через экран и отражаемые на распечатке защитные маркеры можно запросто имитировать.

Но народ потихоньку приучают к новому информационному восприятию, поэтому выглядит полис как просто зеленого вида документ. Причем, новые бумажные полисы уже не зеленые, а сложной радужно-сиреневой расцветки, которую внедрили в этом году для борьбы с подделками и .

Электронным же все равно какого они будут цвета: его совсем не обязательно распечатывать на цветном принтере – обычный черно-белый вполне сгодится, т. к. там какую-то значимость имеет лишь информация, а не цвет или даже структура документа. В принципе, можно даже переписать на бумагу все, что имеется на мониторе от руки – результат тот же.

Ниже рассмотрена структура каждого блока полиса отдельно.

Шапка документа: маркеры 1 и 2

Здесь имеется главное визуальное отличие е-полиса – он так и называется: «Электронный страховой полис».

Еще есть отличие в серийном номере: вместо ССС или EEE тут значится ХХХ. Но сам этот цифро-буквенный идентификатор является наиболее важной информацией, даже более, чем в бумажном – именно по нему в первую очередь машины определяют принадлежность страховки.

Вот тут заключена одна из главных выгод электронного страхования – как заявляют специалисты, вероятность получения клиентом электронного клона (с одинаковым серийником) равна нулю, т. к. подобное машины сразу же обнаружат.

Срок и периоды страхования: маркеры 3 и 4

Тут все стандартно: машина страхуется на год, за исключением временных полисов. Также и с периодами использования – прописываются соответствующие даты, точно как и в бумажном варианте.

Страхователь и собственник: маркеры 5 и 6

Думаю, кто такой страхователь и собственник вы знаете – страхователь страхует машину в страховой компании (у страховщика), а собственник пользуется страховкой и это не обязательно одно и то же лицо. Поэтому и поля для каждого отдельные.

Данные автотранспорта и водителей с допуском к его управлению: маркеры 7 и 8

Тут указаны основные сведения об авто: модель/марка, VIN-код или № кузова, госномера, а также серия/номер паспорта транспортного средства (ПТС) и цель эксплуатации.

В блоке ниже перечислены лица, допущенные к управлению машиной с указанием их ФИО и серии/номера водительского удостоверения (ВУ).

Сразу за этими блоками идут привычные обще-информационные пункты, которые читать все же нужно – они могут изменяться.

Стоимость полиса и особые отметки: маркеры 9 и 10

В двух следующих блоках указана стоимость полиса (страховая премия) и особые замечания. Последние тоже важны, т. к. в е-страховании именно тут обычно прописывается место приобретения страховки (адрес веб-сайта) и номер оплаченного онлайн-заказа.

Даты, подпись и печать: маркеры с 11 по 13

Как и на бумажном полисе внизу присутствуют две даты: дата заключения договора и дата выдача полиса (обычно они совпадают).

Также прописана фамилия и инициалы страхового специалиста – представителя страховщика, с его подписью и печатью страховой компании.

Тут нужно уточнить, что и печать, и подпись, как бы красиво они не выглядели, но это всего лишь факсимиле. Что такое факсимиле? Это точное копирование какого-либо графического оригинала: буквально этот термин означает «делай подобное», в переводе с латыни. То есть, то же самое, что и подписи на банкнотах, к примеру. Соответствующая у них и значимость – чисто ознакомительная.

Но есть внизу е-полиса и важное отличие – отсутствие личной подписи клиента (страхователя). На месте подписи имеется только запись «Страхователь» и нет даже факсимильной имитации.

По правилам электронного страхования клиентскую подпись заменяет авторизация покупателя в своем аккаунте, куда он предоставляет все свои данные. Да, несколько это все странно, но без живой подписи е-документ считается действенным, а вот бумажный нет, конечно.

Что предъявлять инспекторам ДПС и какие могут быть при этом проблемы

Теперь о главном: каким образом водителю нужно доказывать то, что он добросовестно уплатил за ОСАГО и его распечатка действительно является отражением реально существующего онлайн-договора, а не произведением трудов в фотошопе.
На сегодняшний день, согласно п. 2.1.1 (абз. 6) ПДД, а также п. 1 ст. 32 ФЗ № 40, водитель ТС:
«…обязан иметь при себе полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении ОСАГО в виде электронного документа …»

Как может проверяться инспектором ваш электронный полис

Согласно должностной инструкции, инспектор ДПС, получив от вас информацию о том, что вы имеете электронную автогражданку, обязан сверить предоставленные реквизиты (серийный № полиса, госномера ТС, VIN-код или № кузова) с доступной для него базой данных.

Какие это базы? В распоряжении стражей дорожного правопорядка их две: спецсервис ИМТС МВД РФ и знакомая уже вам публичная база РСА (Российский союз страховщиков). Для сверки наряды ДПС должны иметь соответствующее оборудование – планшеты или нетбуки, имеющие доступ в сеть.

То есть по сути инспектору для проверки нужна только сеть, данные вашей машины и компьютерное устройство. Сам водитель ему не нужен. Но, согласно вышеуказанным положениям нормативов, инспектор имеет право требовать от водителя предоставления именно бумажной распечатки е-ОСАГО.

Хотя может и не требовать этого т. к. дополнительно имеются еще внутриведомственные циркуляры, направленные во все службы Госавтоинспекции и рекомендующие сотрудникам ДПС проверять е-полисы без требования бумажных распечаток. Это письмо-разъяснение Главка МВД № 13/12-у-4440 (от 03.07.2015 г.) и распоряжение в ГУОБДД МВД зампредседателя Правительства РФ И. Шувалова № 13/12-у-6112 (от 04.09.2015 г.).

То есть пока что вопрос по предоставлению/непредоставлению распечатки полиса решается на месте – по усмотрению сотрудника ДПС, с учетом имеющейся аппаратной возможности проверки или без. Соответственно, при отсутствии в авто распечатки е-ОСАГО, это может быть оформлено как нарушение.

Что делать при проблемах с ДПС по е-ОСАГО

Если на дороге по е-полису возникнут трения с ДПС (при наличии у вас распечатки), то посоветуйте инспектору почитать действующие правила ПДД и ОСАГО, регламентирующие использование е-полиса. Иначе от некоторых полицейских даже сейчас можно получить незаслуженные санкции.

Несмотря на то, что сегодня водителю все еще предписывается иметь в машине распечатку е-полиса, автоэксперты не видят в ней особого смысла – если инспектор не может проверить е-полис по сети, то никакая распечатка тут не поможет.

Да, во многих местах и у многих экипажей ДПС еще нет оборудования или выхода в сеть для подобных проверок, но это не должно быть проблемой водителей. Тем более, что в приведенных циркулярах указано, что при отсутствии доступа к сети, инспектор обязан провести проверку полиса через центрального диспетчера по рации.

Однако в отдаленных районах РФ лучше пока что иметь обычный полис – спутниковый служебный интернет там имеется не везде.

Просмотрите любопытный ролик, иллюстрирующий действия работников ДПС в отношении е-ОСАГО:

Эпопея с распечатками е-полиса

Касательно подтверждения наличия е-полиса в виде его принтерных распечаток, то сегодняшняя ситуация требует прояснения всей этой эпопеи с самого ее начала.

Предъявление «ксерокопии» е-полиса

Как уже говорилось, е-полис не предполагает специального бумажного носителя, служащего для подтверждения достоверности факта страхования – это проверяется через соответствующие базы данных.

Однако такое новшество у многих работников ДПС вызвало замешательство. И поначалу РСА, ради успокоения инспекторов, порекомендовало водителям возить с собой распечатки е-ОСАГО. Замешательству это помогло мало –отдельные инспекторы воспринимали предъявляемые «ксерокопии» как личное оскорбление.

Тем более, что некоторые водители вообще ничего не показывали, мотивируя тем, что е-полис подлежит проверке онлайн и даже наличие его распечатки в машине законодательно не закреплено.

Как выяснилось на практике, оперативно обеспечить все наряды ДПС возможностью онлайн-проверки ОСАГО не удалось. Поэтому, через год с момента введения е-ОСАГО, наличие распечатки в машине законодательно закрепили в ФЗ № 40 (согласно ФЗ № 214 от 23.06.2016 г.) и в ПДД.

И на этом ситуация повисла в воздухе, хотя попытки решить вопрос окончательно не прекращались. Например, весной 2017 г. первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД и Минфину проработать дальнейшие этапы перехода на е-полисы с бумажных. В поручении главное внимание уделено отмене требования иметь в машине распечатку е-ОСАГО и полному переходу автогражданки в чисто электронный вид.

Отмена обязанности возить распечатку е-ОСАГО

Но с циркулярными инициативами Шувалова с самого начала не заладилось и в дело наконец вмешалось правительство при участии и контроле Медведева. 17 октября 2018 г. в Госдуме был принят законопроект № 501904-7 , который почти полностью снимает разницу между бумажным и электронным ОСАГО.

Согласно п. 6 ст. 2 законопроекта (изменения в п. 7 ст. 15 ФЗ № 40), все полисы будут иметь свой уникальный электронный идентификатор (не серийный № бланка), по которому будут и проверяться. Соответственно отпадет нужда в защищенных бланках бумажного варианта ОСАГО.

Кроме этого пункт 15 (ст. 2) законопроекта исключает из п. 1 ст. 32 40-ФЗ требование о предоставлении распечатки е-ОСАГО. Вместо этого указано, что водитель «…представляет для проверки страховой полис обязательного страхования». То есть это может быть оригинальный бумажный полис или его распечатка, распечатка электронного варианта или его отображение на электронных гаджетах.

То есть водитель будет обязан предоставить инспектору что-то из того, что у него имеется (оригинал, распечатка, скан, страницу личного кабинета СК с отображением е-ОСАГО и т. п.). Но если не будет предоставлено ничего, то это может быть засчитано как нарушение (на усмотрение инспектора).

Понятно, что требование возить распечатку временное, но пока что делайте так, как прописано в законе, чтобы не злить служителей полосатого жезла.

Когда нововведения вступят в силу и как поступать сейчас

Указанный законопроект будет точно принят, но он был отправлен на доработку в Комитет Госдумы по финансовому рынку. После доработки документа и в случае его полного принятия во втором чтении, нововведения вступят в силу спустя 180 дней после официального обнародования обновлений в законодательстве по ОСАГО (согласно п. 1 ст. 4 законопроекта).

А пока изменения не приняты, водители с е-ОСАГО обязаны иметь в авто распечатку полиса. При этом страховщики для большей убедительности советуют заверить ее в офисе печатью и подписью, хотя это и не обязательно. Также, при желании, страхователь может взять в СК распечатку е-ОСАГО на официальном бланке.

Будет ли отменена обязанность предъявлять ОСАГО инспектору

В обозримом будущем из законодательства полностью исключат обязанность водителя что-либо предъявлять инспектору по части ОСАГО – сотрудник будет обязан самостоятельно проверять через сеть наличие и действенность полиса по реквизитам авто и/или владельца.

Но это финальный этап перехода на е-ОСАГО и с его инициацией соответствующие положения уберут не только из ФЗ № 40, но и из в ПДД. Пока же подобное невозможно во всей стране из-за неодинакового доступа к сети в разной местности.

  • Прописывайте все данные из ПТС буквально при покупке е-полиса онлайн- так, как они там написаны, даже если имеются неточности: так и пишите, с неточностями – главное, чтобы машина не обнаружила разночтений, иначе из дома оформить страховку не выйдет.
  • Полный отказ от бумажных полисов по городам в планах Правительства: для этого будут работать над соответствующим техническим оснащением, поэтому возврата к прежней системе уже не будет, имейте это в виду.
  • Заменить распечатку в скором времени может изображение е-полиса на планшете или смартфоне.

Заключение

Итак, вы уяснили, что электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и классический, но при этом для него не предусмотрено обязательного бумажного носителя, а полицейские об этом должны знать и не выписывать неправомерные штрафы.

А у вас есть электронный полис? Были ли с ним проблемы с патрулями ДПС? Если у вас есть какая-либо интересная информация на этот счет, то поделитесь ею с другими водителями в комментариях.

Может ли интернет генерировать массовую ненависть к отдельным людям? Может, и еще какую! Например, одну западную телеведущую ненавидит чуть ли не пол планеты за ее страсть к мужской забаве – охоте. А вот Джекки Чана сетевой Китай ненавидит, не поверите за что, – за ошибку в характеристике цвета неба над Пекином и еще за лояльность к компартии! Но самое интересное на этот счет вы можете посмотреть в видео о ТОП-10 ненавидимых людей сети:

На этом статья завершена, и я жду вас на страницах моего блога в следующую встречу. А чтобы не пропускать поступающие обновления материала, оформите подписку и анонсы вас сами найдут. Ну и не забывайте о сецсетях – делитесь понравившимися статьями, что будет служить своеобразным лайком от вас за проделанную работу.