Устройство съездов с автомобильных дорог. Введение

10. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

10.1. Пересечения дорог в одном уровне

В местах слияния двух или более дорог образуется зона взаимодействия транспортных потоков, которую называют узлом . Такие узлы автомобильных дорог, особенно если они устраиваются в одном уровне между собой или с железными дорогами, отличаются тем, что они более загружены, чем остальное их протяжение, поскольку интенсивность движения в таких узлах равна сумме интенсивностей по соединяющимся дорогам. Узлы автомобильных дорог в одном уровне разделяют на пересечения и примыкания .

К сожалению, иногда случается, что мы вынуждены менять ремень на перекрестке, и это происходит из-за меньшего количества дорожек на дороге, чем вокруг острова. Вкратце, давайте не забудьте следовать нескольким основным правилам при навигации по круговому перекрестку.

Определять предполагаемое направление движения и соответственно определять полосу движения; Мы сигнализируем о наших намерениях посредством правильного использования указателя направления; Следите за перекрестком и его окрестностями; Поменяем пояс только тогда, когда это необходимо; Мы внимательно следим за пешеходами у дороги, к которой мы собираемся уйти. Несмотря на множество положительных аспектов с точки зрения использования, компактные кольцевые переходы также имеют свои недостатки. На мой взгляд, так называемая «турбинная» кольцевая развязка - гораздо лучшее решение для пересечений с круговыми движениями.

Пересечение – это узел, в котором сходятся более трех автомобильных дорог, которые, как правило, не прерываются, и возможно сквозное движение по каждой из них или движение с помощью специальных устройств (кольцо ).

Примыкание – это узел автодорог, где к одной дороге примыкает другая (в одном или разных уровнях), не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле.

На пересечениях условия движения для автомобилей, следующих по прямым направлениям, осложняются маневрами поворачивающих автомобилей. Возможные траектории движения на пересечении в одном уровне (рис. 10.1) образуют 16 точек пересечений и по восемь точек разветвлений и слияний потоков. В этих точках, называемых конфликтными , высока вероятность столкновения автомобилей.

Рис. 10.1. Места пересечения и

слияния потоков движения

на пересечении в одном уровне:

1 точки разделения потоков движения;

2 точки слияния потоков движения;

3 точки пересечения потоков движения

Чем больше интенсивность движения по пересекающимся дорогам и чем выше доля автомобилей, совершающих маневры поворотов, особенно левого, тем значительнее взаимные помехи для движения. Поэтому при очень высокой суммарной интенсивности движения устраивают пересечения в разных уровнях, а при несколько меньшей  пересечения и примыкания в одном уровне, оборудованные дополнительными элементами, обеспечивающими четкую организацию движения в разных направлениях  дополнительными переходно-скоростными полосами и направляющими острoвками.

В соответствии с нормами России в одном уровне разрешается устраивать пересечения дорог II категории с дорогами IV и V категорий, а также дорог III, IV и V категорий между собой, если перспективная суммарная интенсивность движения в узле не превышает 4000 авт/сут.

Наиболее эффективным мероприятием по улучшению условий движения на пересечениях в одном уровне является канализирование движения  выделение для каждого направления самостоятельной полосы на проезжей части. Канализирование движения можно осуществлять рядом способов  устройством на проезжей части направляющих островков, выделение дополнительных полос для ожидания автомобилями возможности осуществления левых поворотов без помех для автомобилей, следующих в прямом направлении, устройством на проезжей части дополнительных переходно-скоростных полос для плавного притормаживания или набора скорости поворачивающими автомобилями. В зависимости от интенсивности движения и категории пересекающихся дорог островки устраивают или только на второстепенных дорогах, или на обеих дорогах (рис. 10.2).


Рис. 10.2. Пересечение и примыкание дорог с канализированным движением:

1 каплевидные островки;2 треугольные островки;3 линии разметки на проезжей части;4 дополнительная полоса проезжей части для автомобилей, ожидающих левого поворота;5 островок, преграждающий въезд на дополнительную полосу

Более совершенными с точки зрения организации и безопасности движения являются кольцевые пересечения . Движение автомобилей по кольцу в одном направлении обеспечивает четкую организацию и придает ему упорядоченность, поскольку все маневры автомобилей сводятся к включению в транспортный поток и выходу из него (рис. 10.3). Кольцевые пересечения имеют тот недостаток, что из-за непрерывных перегруппировок автомобилей скорость движения существенно снижается по сравнению с подходами к пересечению, а сами пересечения требуют отвода большой площади. Участок кольца между пересекающимися дорогами (рис. 10.3) должен иметь длину, достаточную для включения автомобилей в поток и выхода из него в нужном направлении.

Рис. 10.3. Элементы кольцевого пересечения:

1 и 4  подходы к пересечению;

2  ширина проезжей части на пересечении;

3  въезд;

5  выезд;

6  длина участка между направляющими островками;

7  пересечение;

8  направляющие островки;

9  центральный островок

Следует иметь ввиду, что на участке дорог, примыкающих к пересечению, проезжую часть уширяют, устраивая на ней дополнительные полосы проезжей части, отделяемые от основной проезжей части линиями разметки, а иногда и дополнительными разделительными полосами. Эти дополнительные полосы называют переходно-скоростными . Их длину (L в метрах) назначают из условия разгона и притормаживания автомобилей от скорости на основной дороге до скоростипри выполнении маневра (примерно 20 км/ч):


, (10.1)

где a  ускорение автомобиля. На основе наблюдений за режимами движения его принимают равным 0,8-1,2 м/с 2 при разгоне, 1,75-2,5 м/с 2 при замедлении.

Пересечения с железными дорогами являются особым случаем.

Нормы предусматривают, чтобы при новом строительстве на дорогах I-III категорий обязательно устраивались пересечения в разных уровнях. На дорогах IV и V категорий пересечения в разных уровнях необходимы в случаях:

    при движении по железной дороге поездов со скоростью более 120 км/ч;

    в случаях, когда железная дорога расположена в выемке;

    когда пересекаются три ж/д пути и более;

    на пригородных участках, когда по автомобильной дороге предусматривается движение троллейбусов, или на обочине располагаются трамвайные пути.

На пересечениях с железными дорогами в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водитель, находящийся от переезда на расстоянии, равном расчетному расстоянию видимости, может увидеть приближающийся поезд не менее чем за 400 метров, а машинист локомотива должен видеть середину переезда за 1 км (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Требования к видимости на пересечениях автомобильных и

железных дорог:

1  линия, ограничивающая зону видимости переезда машинистом локомотива;

2  то же, водителем автомобиля;

3  срезки для обеспечения видимости переезда

10.2. Пересечения дорог в разных уровнях

При высокой интенсивности движения обеспечение бесперебойного и безопасного движения в транспортных узлах может быть достигнуто путем устройства транспортных развязок в разных уровнях. Такие развязки устраивают на пересечениях дорог I категории с дорогами всех категорий, I, II и III категории между собой, если суммарная перспективная интенсивность движения превышает 8000 приведенных автомобилей в сутки.

На пересечениях в разных уровнях одна из основных пересекающихся дорог проходит над другой по путепроводу. Обычно это бывает дорога с меньшей интенсивностью движения. Такое решение дает возможность пропустить потоки движения по обеим дорогам в прямом направлении без снижения скорости из-за помех от поворачивающих автомобилей.

Причем правые повороты на пересечениях в разных уровнях осуществляются беспрепятственно, с малым снижением скорости по так называемым правоповоротным съездам , на которых помехи при движении могут возникать при включении поворачивающих автомобилей в транспортный поток по пересекаемой дороге. Основные трудности, порождающие разнообразие схем пересечений в разных уровнях, вызываются сложностью левых поворотов, которые можно осуществлять одним из трех способов (рис. 10.5).


Рис. 10.5. Схемы осуществления левых поворотов на пересечениях в разных уровнях:

а  при помощи правого поворота на 270 0 после проезда моста; б в  по специальным левоповоротным съездам

На автомобильных магистралях с высокой интенсивностью движения, достигающей несколько сотен тысяч автомобилей в сутки, помехи от снижения скорости поворачивающими автомобилями и опасность заторов на право- и левоповоротных съездах настолько велики, что схемы их планировки проектируют индивидуально с учетом интенсивности потоков в разных направлениях, обеспечивая возможность осуществления левых поворотов с высокой интенсивностью движения по кратчайшему направлению без снижения скорости. В результате получают пересечения в трех или четырех уровнях с постройкой дорогостоящих многоярусных путепроводов.

На автомагистралях с интенсивностью движения в несколько десятков тысяч автомобилей в сутки проектируют более простые пересечения. Наиболее распространенные из них представлены на рис. 10.6.

Рис. 10.6. Схемы пересечений в разных уровнях по типу:

а  «клеверный лист»; б  линейному; в  по распределительному кольцу; г  ромба

Для того чтобы уменьшить размеры пересечений, занимающих достаточно большие площади и имеющих большую протяженность переходно-скоростных полос и съездов, допускаются меньшие значения расчетных скоростей и других параметров, используемых при проектировании пересечений, которые, в соответствии с Российским нормами, представлены в табл. 10.1.

Т а б л и ц а 10.1

Характеристики пересечения

Значения параметров для категорий дорог

Расчетная скорость на съездах, км/ч:

    левоповоротных;

    правоповоротных;

Продольный уклон на съездах, ‰

Наименьшие радиусы кривых в плане на съездах, м:

    левоповоротных типа «клеверный лист»;

    правоповоротных;

Наименьшие радиусы вертикальных кривых на пересечениях, м:

    выпуклых;

    вогнутых;

  • ТКП 059-2007 (02191) Автомобильные дороги. Правила устройства [ документ ]
  • Руководство по производству работ дорожным мастером при содержании и ремонте автомобильных дорог [ стандарт ]
  • Диагностика автомобильных дорог и назначение ремонтных мероприятий [ курсовая работа ]
  • Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог [ стандарт ]
  • Правила приемки работ при ремонте автомобильных дорог общего пользования [ стандарт ]
  • Транспорт и пути сообщений [ документ ]
  • Евразийский банк развития. Перспективы развития инфраструктуры автомобильных и железных дорог, включенных в транспортные маршруты ЕврАзЭС [ документ ]
  • Эффективные технологии строительства и эксплуатации автомобильных дорог [ реферат ]
  • СТБ 1033-2004 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия [ документ ]
  • Карась Ю.В. Транспортные потоки и безопасность движения на автомобильных дорогах [ документ ]
  • 1.doc

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ

    АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

    МИНСК 2007

    1. Классификация пересечений автомобильных дорог

    С инженерными коммуникациями…………………………………………….

    2. Общие положения по проектированию пересечений и примыканий

    Автомобильных дорог…………………………………………………………..

    3. Типы пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном уровне………

    4. Проектирование пересечений и примыканий автомобильных дорог

    В одном уровне ………………………………………………………………..

    4.1. Общие требования к проектированию пересечений и примыканий ………….

    4.2. Проектирование плана и простого пересечения (примыкания)………………...

    4.2.1. Разбивка сопряжения кромок проезжей части по круговым кривым……….

    4.2.2. Сопряжение кромок проезжей части по коробовым кривым………………..

    4.2.3. Сопряжение кромок проезжей части по переходным и круговым кривым..

    4.3. Проектирование канализированных пересечений

    С направляющими островками, дополнительными полосами……………….

    4.3.1. Дополнительные полосы………………………………………………………...

    4.3.2. Проектирование каплевидных направляющих островков …………………...

    4.3.3.Проектирование треугольных направляющих островков……………………..


      1. Проектирование канализированных примыканий с направляющими
    островками и дополнительными полосами………………………………………

    1. Транспортные развязки……………………………………………………………

    2. Элементы транспортных развязок………………………………………………..

    3. Обоснование длины переходных кривых на участках
    отмыканий и примыканий соединительных ответвлений…………………….

    1. Проектирование транспортной развязки «полный клеверный лист»………….
    8.1. Проектирование левоповоротных соединительных ответвлений……………..

    8.1.1. Проектирование плана левоповоротных соединительных ответвлений…..

    8.1.2. Проектирование продольного профиля левоповоротных

    Соединительных ответвлений…………………………………………………

    8.2. Разбивка левоповоротных соединительных ответвлений………………………

    8.2.1. Разбивка левоповоротных соединительных ответвлений

    Методом прямоугольных координат……………………………………………

    8.2.2. Разбивка левоповоротных соединительных ответвлений

    Методом угловых засечек………………………………………………………..


      1. Проектирование правоповоротных соединительных ответвлений……………

        1. Проектирование плана правоповоротных соединительных ответвлений…..

        2. Проектирование продольного и поперечного профилей
    правоповоротных соединительных ответвлений……………………………..

      1. Разбивка правоповоротных соединительных ответвлений…………………….

    1. Проектирование неполных транспортных развязок……………………………….
    9.1. Проектирование транспортной развязки «неполный клеверный лист»

    С тремя левопоротными соединительными ответвлениями……………………

    9.1.1. Проектирование неполного правоповоротного соединительного

    Ответвления…………………………………………………………………………

    9.1.2. Проектирование неполного левоповоротного

    Соединительного ответвления…………………………………………………….


      1. Проектирование транспортной развязки «неполный клеверный лист»
    с двумя левоповоротными соединительными ответвлениями………………….

    9.2.1. Проектирование модернизированных правоповоротных

    Соединительных ответвлений МППО………………………………………


      1. Проектирование транспортной развязки с одним левоповоротным
    соединительным ответвлением…………………………………………………

      1. Особенности проектирования транспортной развязки типа «ромб»…………

    1. Особенности проектирования транспортной
    развязки «примыкание по типу трубы»………………………………………….

    1. Дорожные знаки …………………………………………………………………..
    11.1. Расстановка дорожных знаков на пересечениях и примыканиях…………….

      1. Расстановка дорожных знаков на транспортных развязках …………………..

      2. Проектирование дорожных знаков……………………………………………..

    1. Дорожная разметка…………………………………………………………………
    12.1. Горизонтальная дорожная разметка…………………………………………….

      1. Вертикальная разметка………………………………………………………….

      2. Проектирование горизонтальной разметки в зоне
    пересечения автомобильных дорог и транспортных развязок……………….

    1. Дорожные ограждения и защитные устройства…………………………………
    13.1. Общие положения………………………………………………………………...

      1. Проектирование барьерных дорожных ограждений………………………….

        1. Условия применения барьерных ограждений……………………………..

        2. Выбор конструкции рабочего участка барьерных ограждений………….

        3. Конструкция начального и конечного участков
    барьерного ограждения……………………………………………………….

        1. Проектирование ограждений на подходах к путепроводу………………..

        2. Проектирование ограждений в зоне разветвления и
    слияния потоков………………………………………………………………

        1. Проектирование ограждений опор путепровода…………………………

        2. Определение объемов работ по устройству
    Ограждений на транспортной развязке……………………………………

    13.2.8. Пример проектирования односторонних барьерных

    Металлически ограждений……………………………………………………


    1. Классификация пересечений автомобильных дорог
    с инженерными коммуникациями

    Автомобильные дороги могут пересекать следующие линейные инженерные объекты: автомобильные дороги, железные дороги; линии связи и электропередач (воздушные и подземные); трубопроводы различного назначения.

    Кроме того, через автомобильные дороги могут предусматриваться переходы пешеходов, переезды машин на гусеничном ходу, с автомобильных дорог могут устраиваться съезды на прилегающие территории (в поле, в лес, на ферму), въезды во дворы при проложении дорог низких категорий по населенным пунктам.

    Пересечения автомобильных дорог между собой и примыкания одной дороги к другой могут осуществляться в одном уровне и в разных уровнях. Пересечения дорог и примыкания их в разных уровнях называют транспортными развязками (узлами), а в одном уровне – пересечениями автомобильных дорог, примыканиями автомобильных дорог.

    Транспортные развязки надлежит предусматривать, как правило, в следующих случаях:


    • на автомагистралях (категория I-а) и скоростных дорогах (категория I-б) при пересечении с автомобильными дорогами всех категорий;

    • на автомобильных дорогах I-в категории с дорогами, расчетная интенсивность на которых превышает 1000 авт./сутки;

    • на автомобильных дорогах I-в категории с числом полос движения 6 и более с автомобильными дорогами всех категорий при пересечении дорог II - III категории между собой при перспективной интенсивности движения (в сумме для обеих дорог) более 12000 авт./сутки.
    Дороги V – V категорий при пересечении автомагистралей и скоростных автомобильных дорог следует подводить к другим пересечениям. Только при их отсутствии на протяжении свыше 3 км следует предусматривать их устройство.

    Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами может проектироваться в разных уровнях или в одном. Автомобильные дороги I – III категорий пересекаются в разных уровнях всегда, а IV и V категории при пересечении участка железной дороги со скоростным движением (свыше 120 км/ч) или при интенсивности движения более 100 поездов в сутки, а также в случаях когда не обеспечены нормы видимости и при расчетной интенсивности движения по автомобильной дороге свыше 1000 авт./сутки.

    Пешеходные переходы через автомобильные дороги Iа категории проектируются в разных уровнях (надземные или подземные). В случае дороги Iа категории всегда, в случае дороги Iб и II категорий при интенсивности пешеходного движения 100 чел/ч, для дороги Iб категории и 250 чел/ч для дороги II категории.

    ^ 2. Общие положения по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

    Автомобильная дорога – комплекс инженерных сооружений (дорожное полотно, мосты, путепроводы) предназначенных для удобного и безопасного движения автомобильного транспорта с установленными скоростями и нагрузками.

    Исходя из требований к автомобильной дороге к пересечениям дорог, к транспортным развязкам как одному из комплекса инженерных сооружений автомобильной дороги предъявляются требования обеспечения безопасного и удобного движения с наименьшей потерей времени.

    ^ Безопасность и удобство движения обеспечиваются своевременной видимостью , хорошей просматриваемостью, понятностью и удобством проезда пересечений, примыканий дорог, транспортных развязок.

    ^ Своевременная видимость пересечений и примыканий необходима для перестроения, торможения, поворотов или пересечения дороги, для пропуска транспортных средств с преимущественным правом проезда.

    Хорошая просматриваемость пересечения позволяет водителю оценить транспортную ситуацию на пересечении и принять правильное решение о режиме движения.

    Понятность пересечений, примыканий автомобильных дорог обеспечивается:


    • установкой дорожных знаков;

    • разметкой проезжей части.
    ^ Удобство проезда достигается плавностью и непрерывностью движения, минимумов времени на проезд пересечения, примыкания или транспортной развязки.

    На пересечении двухполосных дорог возможные траектории движения автомобилей образуют (рис. 2.1) 8 точек разветвления потоков (1), 8 точек (2) слияния и 16 точек пересечения потоков (3). На примыкании (рис. 2.2) количество таких точек составляет 3 для каждого вида. Точки разветвления, слияния и пересечения потоков называют опасными.

    Безопасность движения на пересечениях примыканиях, транспортных развязках зависит от числа опасных точек, их вида, интенсивности движения и направления потоков, подходящих к опасным точкам и определяется степенью опасности G:

    G = ∑ N i 1, σ i N i 2 10 -3 (2.1)

    где n – число опасных точек;

    N i 1, N i 2 – интенсивность движения потоков, подходящих к данной точке i ;

    σ i - относительная опасность рассматриваемой опасной точки, наибольшая для

    Точки пересечения и наименьшая для точек разветвления.

    При рассредоточенном расположении опасных точек значение σ i в Венгрии принимают равным 2 для точек разветвления, 4 для точек слияния. В точках пересечения потоков под углом 30 о, 60 о, 90 о, 120 о и 150 о значения σ i принимаются соответственно 6, 8, 12, 14 и 18.

    Из формулы (2.1) следует, что степень опасности в значительной степени зависит от интенсивности движения потоков, которые подходят к опасным точкам пересечения. Поэтому на дорогах с высокой интенсивностью движения взамен пересечений (примыканий) дорог в одном уровне проектируют транспортные развязки.

    Р
    ис. 2.1. Точки разветвления (1), слияния (2) и пересечения (3) траекторий движения

    Автомобилей на пересечении двухполосных дорог.