Предупредительные сигналы водителя

Добрый день, уважаемый читатель!

Это очередная статья серии "Знаки дорожного движения", и в ней речь пойдет про следующие дорожные знаки: обгон запрещен, конец зоны запрещения обгона, обгон грузовым автомобилям запрещен, конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям, ограничение максимальной скорости, конец зоны ограничения максимальной скорости, подача звукового сигнала запрещена.

Список предшествующих статей серии:

Отмечу, что в этой статье будут рассматриваться дорожные знаки, нарушение требований которых может привести к достаточно суровым или . Так что отнеситесь к ней внимательно.

Знак обгон запрещен

Знак "Обгон запрещен" - один из самых распространенных знаков на российских дорогах:

Рассмотрим условия, при которых заканчивается зона действия знака "Ограничение максимальной скорости":

Условий достаточно много, однако запомнить их не сложно.

Особенностью знака "Ограничение максимальной скорости" является тот факт, что в некоторых случаях ограничение скорости должно быть ступенчатым. Например, если Вы едете за город (максимальная скорость 90 км/ч), а впереди расположен узкий мост, максимальная скорость на котором 30 км/ч, то прежде чем увидеть знак со скоростью 30 км/ч Вам должны встретиться промежуточные знаки (70, 50). Расстояние между знаками 100-150 метров. Т.е. максимальная разница скоростей между соседними знаками не может превышать 20 км/ч.

Знак конец зоны ограничения максимальной скорости

Знак "Конец зоны ограничения максимальной скорости" отменяет действие рассмотренного выше знака 3.24:

Рассмотрим интересный вопрос, который возникает при изучении знаков 3.24 и 3.25:

Пусть на дороге установлен знак 3.24 с цифрой 70 км/ч, а через 200 метров после него знак 3.25 с цифрой 50 км/ч. С какой скоростью можно двигаться после второго знака?

Поскольку в правилах не указано, что цифры на знаках должны совпадать, любой знак 3.25 отменяет действие любого знака 3.24. В данном случае после второго знака можно двигаться со скоростью 90 км/ч вне населенного пункта и со скоростью 60 км/ч в населенном пункте.

Знак подача звукового сигнала запрещена

Знак "Подача звукового сигнала запрещена" запрещает использовать звуковой сигнал, за исключением случая, когда сигнал подается для предотвращения :

Поскольку позволяют использовать звуковой сигнал в двух случаях: для предотвращения ДТП и для предупреждения об обгоне вне населенного пункта, знак 3.26 запрещает использование звукового сигнала только для предупреждения об обгоне.

Условия, при которых знак перестает действовать:

Нарушение требований знака 3.26 наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

В завершение, хочу отметить, что все перечисленные в этой статье знаки распространяются на все типы транспортных средств (кроме знака 3.22, относящегося исключительно к грузовым автомобилям). Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 7 ноября 2015

Серия статей "Знаки дорожного движения"


Нарушения правил пользования различными внешними осветительными приборами , аварийной сигнализацией , звуковыми сигналами или же знака аварийной остановки являет собой административное правонарушение.

Описание нарушения использования световых приборов

Подробно правила применения световых внешних приборов, аварийной сигнализации, звуковых сигналов и знака остановки аварийной регламентированы в ПДД. За такие нарушения сегодня предусмотрено небольшое наказание в виде предупреждения. Кроме того, возможно наложение штрафа.

Нарушение правил применения световых приборов выражается, как правило, в следующих моментах:

. отсутствии фар на транспортном средстве;
. не переключении дальнего и ближнего света в тех случаях, которые предусмотрены ПДД;
. когда при ослеплении не применяется аварийная световая сигнализация;
. если при условии плохой видимости не применяются фары противотуманные, ближнего света, а также противотуманные задние фонари дополнительно к существующим габаритным.

Штрафы за использование звукового сигнала


Применение звукового сигнала или сигнализации в населенном пункте не должно создавать неудобств жителям. Конкретное запрещение использование звуковых сигналов устанавливает знак 3.26 . Исключением является случай, когда подача звукового сигнала предотвращает дорожно-транспортное происшествие. Звуковой сигнал может быть дополнительным сигналом при обгоне вне населенных пунктов, но вне зоны действия знака. Зона действия знака аналогична зонам действия других запрещающих знаков (табличка 8.2.1; ближайший перекресток; конец населенного пункта). В зоне действия знака звуковая составляющая сигнализации должна быть отключена. В соответствии с пунктом 12.20 КоАП РФ нарушение правил применения звуковых приборов предусматривает санкции в виде предупреждения или штрафа в размере 300 рублей.

Правила применения звуковых сигналов считаются нарушенными в тех случаях, которые предусмотрены ПДД. Так, звуковые сигналы используются исключительно для предупреждения водителей относительно намерения осуществить обгон за пределами города тогда, когда есть необходимость предотвратить ДТП. Чтобы предупредить об обгоне, иногда используется световой сигнал.

Штрафы за нарушение использования фар

Если при движении за городом был не включен ближний свет , то размер штрафа будет составлять 300 руб., но не 50 руб., как это было раньше. В некоторых случаях инспектор может ограничиться предупреждением. Это правонарушение, как правило, рассматривается сотрудником ГИБДД на месте. Уполномоченное лицо имеет полное право выписать квитанцию о произошедшем случае, если водитель согласен с вменяемым нарушением. Если же водитель не согласен, то сотрудник ГИБДД обязан составить протокол относительно административного правонарушения. На отдельном листе или в протоколе водитель излагает собственную версию происшедшего.

Возможные исключения

Правонарушение доказать сотруднику ГИБДД по данной статье 12.20 достаточно сложно, поскольку необходимо достоверно зафиксирован, что водителем был нарушен какой-то конкретный пункт ПДД. При этом случаи нарушений, связанных с неправильным применением звуковых и световых сигналов могут доказать только показания свидетелей или материалы видеозаписи.


К атегория:

Управление автомобилем

Предупредительные сигналы водителя


Предупредительные сигналы, которые может применять водитель, играют немаловажную роль в обеспечении безопасности движения, в увеличении пропускной способности дорог и перекрестков. Сигналы предупреждают водителей других транспортных средств и пешеходов о начале движения, остановке, маневрировании, позволяют им понять намерения водителей и правильно среагировать на них.

Звуковой сигнал водитель использует для предупреждения пешеходов и водителей других транспортных средств о своем приближении, о начале обгона и в иных случаях, когда надо привлечь чье-то внимание. Звуковые сигналы в населенных пунктах запрещаются. Но, как исключение, для предупреждения дорожно-транспортного происшествия подача звукового сигнала Правилами разрешается. Однако не все водители пользуются этим исключением и в результате совершают наезды на пешеходов. Они понимают Правила буквально и считают, что это исключение является крайней мерой, и не используют его. А зря. Опыт показывает, что в крупных населенных пунктах в целом ряде случаев, особенно для предупреждения пешеходов, звуковой сигнал просто необходим. При этом совершенно не нужен длинный, громкий сигнал, достаточно и коротких «попикиваний». Главное - подать его своевременно.

Анализ ДТП показывает, что немало наездов произошло лишь потому, что водитель не подал звуковой сигнал неосмотрительному пешеходу, не предостерег его от поспешного выхода на проезжую часть.

Вне населенных пунктов звуковой сигнал не запрещен. Но и здесь им надо пользоваться умело. Сигнал, поданный неожиданно и при движении с большой скоростью, может испугать пешеходов, и они в растерянности могут потерять контроль над собой. Особенно опасен неожиданный сигнал для велосипедистов, детей, животных. Испугавшаяся лошадь может броситься под автомобиль.

Предупредительные сигналы световыми указателями поворотов - очень эффективное средство в деле обеспечения безопасности движения. Они предупреждают участников движения о намерениях водителей совершить маневр, остановиться или начать движение, что очень важно.

Правила требуют, чтобы эти сигналы подавались всегда и обязательно заблаговременно, до начала выполнения маневра. К сожалению, на дорогах можно нередко встретить ситуации, когда водители этими требованиями просто пренебрегают или пользуются указателями поворотов неправильно. Наиболее грубой ошибкой водителей является выполнение маневра без подачи предупредительного сигнала. Вот характерный пример.


Рис. 1. Водитель автомобиля перестроился для левого поворота, включив указатель поворотов лишь после остановки для пропуска встречных транспортных средств

На дороге с интенсивным движением транспорта с двумя полосами движения в данном направлении водитель автомобиля 1 (рис. 1) заблаговременно перестроился в левый ряд и перед перекрестком остановился, чтобы пропустить транспортные средства, двигающиеся во встречном направлении. Только после остановки он включил левый указатель поворотов и окружающим стало ясно, что он намерен повернуть налево. Следовавший за ним на малой дистанции автомобиль 2 (а за ним и другие) вынужден был также остановиться. Для продолжения движения теперь они должны перестроиться в первый ряд, что можно сделать, лишь пропустив все транспортные средства, двигающиеся в этом ряду. В создавшейся обстановке особенно нетерпеливые водители из второго ряда начнут втискиваться в первый ряд, не ожидая разрыва в транспортном потоке и создавая тем самым аварийную ситуацию. Вот к чему приводит выполнение маневра без подачи предупредительного сигнала. Ведь следовавшие за автомобилем 1 водители автомобиля 2 и других машин и не подозревали, что он намерен делать левый поворот. Если бы они заранее видели включенный на автомобиле 1 сигнал левого поворота, они заблаговременно перестроились бы в первый ряд и спокойно продолжали движение.

Другой распространенной ошибкой является включение указателя поворотов одновременно с началом маневра. Такой сигнал - простая формальность; он уже никому не нужен, ибо и так ясно, что водитель начал выполнять поворот или перестроение. Сигнал должен предупреждать о предстоящем маневре, значит, он должен включаться обязательно заблаговременно. За сколько времени до начала маневра? Это зависит от обстановки, интенсивности движения, ширины проезжей части дороги, скорости движения и ряда других факторов. При малых скоростях движения и на узких дорогах он включается примерно за 80-100 м до маневра или остановки, на многополосных дорогах в потоке транспортных средств - пораньше, например для перестроения из третьего или четвертого ряда в первый метров за 200- 300, а то и более.

Многие водители на своем опыте убеждаются, насколько опасно неправильное использование световых указателей поворотов. На дорогах встречается много водителей, которые включают его лишь тогда, когда начали поворачивать рулевое колесо. Создается впечатление, что он у них подключен к рулевому колесу и срабатывает автоматически (как стоп-сигнал).

Движение транспортных средств на дорогах было бы намного легче и безопаснее, если бы сигнал поворота всеми водителями включался заранее. Но нельзя слишком рано включать сигнал. Так, например, при приближении к близко расположенным перекресткам сигнал должен включаться только непосредственно перед тем перекрестком, где совершается поворот. Вот печальный пример. Водитель автомобиля 1, двигаясь по главной дороге, заблаговременно включил указатель правого поворота и намерен повернуть в проезд Б (рис. 15). Водитель автомобиля 2, увидев на автомобиле 1 включенный указатель правого поворота, понял, что он будет поворачивать в проезд А, и продолжает движение через нерегулируемый перекресток в прямом направлении, не снижая скорости. В то же время водитель автомобиля 1, имея преимущество на первоочередное движение, скорость также не снизил. Произошло столкновение, одной из причин которого можно считать неправильное пользование световым указателем поворота, хотя главным виновником столкновения был признан водитель автомобиля 2, который выехал на главную дорогу, не пропустив движущийся по ней автомобиль 1.

Рис. 2. Водитель автомобиля 1 включил указатель правого поворота перед проездом А, но намерен повернуть в проезд Б; автомобиль 2 движется в прямом направлении

Правила требуют, чтобы сигнал был немедленно выключен после завершения маневра (перестроения в рядах, поворота). Движение с невыключенным сигналом поворота вводит в заблуждение водителей других транспортных средств и пешеходов и нередко приводит к аварийной ситуации. Так, например, произошел наезд на пешехода. Водитель автомобиля 1 с включенным указателем левого поворота двигался через перекресток в прямом направлении. Пешеход, видя на автомобиле включенный указатель поворота, решил, что автомобиль повернет в проезд Л, и стал медленно переходить проезд Б непосредственно перед автомобилем (рис. 3). Водитель не успел среагировать на неожиданный выход пешехода на проезжую часть и совершил наезд на него.


Рис. 3. Водитель автомобиля 1 не выключил указатель левого поворота, но движется в прямом направлении и совершает наезд на пешехода (П - пешеход)

При неработающих световых указателях поворотов предупредительные сигналы о маневре можно подавать рукой (рис. 4). Порядок их подачи такой же, как и световыми указателями поворотов.

Внешние световые приборы используются для обозначения своей машины, для предупреждения наезда на пешеходов и при обгоне. Следует обратить внимание на время включения габаритных огней в течение суток. Они очень нужны уже с наступлением сумерек. Видимость в сумерки весьма обманчива. И утром не следует спешить выключать их до восхода солнца. Непонятная «экономия» некоторых водителей на световых приборах, как правило, до добра не доводит. Обозначить свою машину, чтобы ее хорошо видели и пешеходы, и водители других транспортных средств, значит в какой-то степени обезопасить себя от происшествия. Разумеется, обозначать так свою машину надо не только ночыо, а всегда в условиях недостаточной видимости: при движении в тумане, в дождь, снегопад, в пыли, дыму.

Рис. 4. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем руками

При обгоне ночью для предупреждения обгоняемого производится частое переключение ближнего света на дальний и наоборот.

Стоп-сигнал также можно считать предупредительным. Он включается автоматически при нажатии на педаль рабочего тормоза и предупреждает о торможении водителей транспортных средств, следующих сзади. 1 Движение с неисправным стоп-сигналом является одной из довольно частых причин наезда на впереди идущий транспорт. К сожалению, на некоторых моделях наших легковых автомобилей («Волга» ГАЗ -21 и ГАЗ -24, «Москвич-412» и др.), где установлен включатель ВК-12, стоп-сигнал работает ненадежно. Поэтому при следовании за этими машинами надо быть предельно внимательным.

Каждый водитель обязан контролировать исправность стоп-сигнала своей машины. Для предупреждения наезда важно заблаговременно предупредить едущих сзади о намерении остановиться или замедлить движение. Опытные водители при необходимости тормозить (пусть даже незначительной) переносят ногу на педаль рабочего тормоза и слегка нажимают на нее с усилием, достаточным только для того, чтобы загорелся стоп-сигнал. Ногу на педали держат до тех пор, пока не отпадет полностью необходимость в торможении.

Аварийная световая сигнализация включается в случаях, предусмотренных Правилами. Нельзя не отметить, что некоторые водители включают ее в движении с целью обеспечения себе беспрепятственного проезда. Так поступать нельзя. Нельзя также включать ее при движении в тоннелях.

К атегория: - Управление автомобилем