Безопасные условия обгона. Обгон автомобиля — дело тонкое. Особенности перестроения и как закончить обгон

Обгонять придется по-новому
Изучить поправки, вносимые в Правила дорожного движения, должны даже автомобилисты с многолетним опытом вождения.
Новые пункты Правил вступят в силу только в ноябре, а у большинства автолюбителей уже появились вопросы, на которые придется искать ответы либо загодя – в беседах с представителями ГИБДД, либо задним числом – готовясь к судебному разбирательству. Дело в том, что в скором времени изменится не только дефиниция самого термина «обгон», но и психология водителя, любящего покататься «с ветерком».
Раньше правилами упорядочивались любые перестроения, не связанные с необходимостью занять крайний ряд для поворота или разворота. А обгоном считалось «опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы» (п. 1.2 ПДД). Строго говоря, движение по кривой, напоминающей синусоиду, не приветствовалось, но и не запрещалось за исключением тех участков дороги, где обгон запрещен дорожным знаком. Ведь любая попытка маневра, связанного с опережением автомобиля, находящегося перед тобой, приравнивалась именно к обгону.
Теперь «опережение» – это совсем иное понятие, предусматривающее «движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства». Однако раньше было совершенно ясно, что при «опережении» каждое ТС движется по своей полосе. А в новой редакции вообще не уточняется, всегда ли можно перестраиваться из одной полосы в другую и, как часто это можно делать.
Все, что не запрещено, разрешается. Однако так подумает далеко не каждый автолюбитель, а только тот, кто любит активно маневрировать в потоке машин. При этом он будет обязан соблюдать правила перестроения, чтобы не задеть другие машины и не мешать их движению. А вот для кого новый пункт – индульгенция от всех грехов, так это для водителей автомобилей со спецсигналами. Они будут мотаться из одной полосы в другую, выискивая небольшие щелочки, куда можно пролезть.
Но вернемся к тому понятию «обгон», которое теперь будет трактоваться как «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)».
Согласно п. 11.1. ПДД, «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения». Небольшая коррекция этой нормы ничего в ней не изменила, она всем понятна и в комментарии не нуждается.
Однако теперь частью обгона является и возвращение в свою полосу. И, следовательно, надо учитывать не только отсутствие встречных ТС, но и возможность так «вклиниться» в поток попутных машин, чтобы им не пришлось внезапно тормозить из-за вашего маневра.
Итак, если две стороны дороги разделены отбойником, обгон вообще невозможен. Если на дороге с двусторонним движением, имеющей четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 ПДД), то нарушение этого правила неминуемо ведет к лишению прав. Если же обгон совершен не по правилам, но там, где он в принципе не запрещен, то можно отделаться не столь серьезным наказанием. Порой даже предупреждением.
Так, например, п. 11.2. запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди или сзади, само начало обгон. Значит ли это, что обгонять тихоходное ТС следует по одному, или все-таки можно опережать его сплошным потоком (конечно, если встречных машин не наблюдается)?
Нельзя обгонять и транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, если оно подало сигнал поворота налево. Понятно, что это опасно. Но непонятно, как же действовать обгоняющему, если спереди водитель включил левый «поворотник» уже после того, как обгон начался. Ведь сзади идущее ТС уже выехало на «встречку», а впереди идущее – начало поворот практически сразу после подачи сигнала. Кто кому должен уступить дорогу?
Ответ на этот вопрос находим в п. 11.3. – водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями. То есть ради одного идущего на обгон все, кто хочет повернуть налево, должны остановиться. И это правильно, ведь их скорость и так снижена перед маневром.
Обгон также запрещен и в ситуациях, описываемых пунктом 11.4. Здесь имеются важные дополнения ПДД. Как и раньше, нельзя обгонять: на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними. Теперь запрет действует также на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
Кроме того, фразу о запрете обгона «в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью» дополнили важным моментом – на опасных поворотах. Это значит, что предупреждающие знаки 1.11.1, 1.11.2, 1.12.1, 1.12.2 и 1.29 автоматически становятся запрещающими. В зоне действия этих знаков обгон запрещен независимо от указаний дорожной разметки, перед которой знаки имеют теперь приоритет.
И наконец, хотелось бы еще напомнить, что в зоне действия запрещающего знака 3.20. «Обгон запрещен» можно обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесных мотоциклы без коляски. В зоне действия некоторых других знаков, в том числе предупреждающих об опасном повороте, таких послаблений нет. Или о них просто забыли, что кажется вполне возможным.
Будем надеяться, что активное обсуждение новых положений ПДД даст их авторам возможность исправить некоторые не совсем ясные пункты еще до вступления их в силу.

И ненужные, наконец, есть правила, которые регулируют сосуществование на улице - ну, просто, просто. Правила дорожного движения предусматривают в пункте 8 параграфа 5: «Если имеется достаточное пространство, велосипедисты и водители мопедов смогут с максимальной скоростью и с особой осторожностью обгонять транспортные средства на правой полосе». Кроме того, нет никаких правил, согласно которым водители автомобилей в пробке или перед светофором должны оставлять достаточно места для велосипедистов.

Любой, кто отстает и наносит урон автомобилю, должен заплатить за него. Ваша собственная физическая целостность должна быть еще одной причиной, чтобы не обойти любую цену. Роланд Хун: «Если транспортное средство, которое нужно догнать, - это грузовик, существует опасность того, что вы будете упускать из виду во время последующего путешествия, и его будет пересекать правый грузовик». «Тот факт, что водители мигают, прежде чем повернуть направо, не оставляет вас как велосипедиста». Как всегда, будьте настороже.

Обгон можно отнести к самым сложным маневрам, и, прежде чем приступить к его выполнению, нужно взвесить все “за” и “против”. Он требует наибольшей концентрации внимания в оценке ДТС (дорожно-транспортной ситуации), прогнозировании развития событий, выработке стратегии и принятии решения.

Хрестоматийные истины ПДД

В Правилах дорожного движения термин “обгон” трактуется как опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Обратите внимание на слово “движущихся”. Если опережаемое транспортное средство неподвижно, то маневр будет называться объездом.

Также перед спонтанным открытием дверей автомобиля. «Это может произойти в случае срочных водителей такси, когда они видят, что они не находятся в пробке, но также и с другими пассажирами». Возможно, вы когда-нибудь задавали себе этот вопрос. И хотя в этом отношении не совсем ясно, это устанавливает национальное регулирование транзита.

«Обгон справа» - это преступление, совершаемое очень часто в городских районах, поэтому обычно власти даже нередко наказывают его. Однако, совершая это, он ставит под угрозу пешеходов и может вызвать столкновения между автомобилями, просто потому, что они хотят навязать себя на трассе. И если опасно, что люди могут себе представить, какой ущерб он может сделать между пассажирскими автомобилями.

Обгон оправдан только тогда, когда дорожные условия, возможности автомобиля и интенсивность движения позволяют обгоняющему после этого маневра продолжать движение с более высокой скоростью, а идущие впереди с меньшей скоростью транспортные средства мешают этому.

На дорогах сплошь и рядом можно наблюдать обгоны, совершаемые без необходимости, просто так, ради утверждения превосходства своего автомобиля. Зачастую они выполняются с нарушением ПДД и дают не экономию времени, а преимущество всего лишь в несколько метров дорожного полотна.

Вполне вероятно, что повторение этого нарушения также связано с тем, что неясно, когда можно обогнать по праву. Потому что да, это возможно, но при определенных обстоятельствах. Национальные правила транзита хорошо объясняют это, хотя он оставляет много места для интерпретации водителя.

Первый случай, который он упоминает, - это когда «водитель транспортного средства, предшествовавшего ему, указал на намерение повернуться или остановиться налево». В этом предположении можно обогнать справа, когда они дали нам четкие признаки того, что они не будут занимать правую полосу, а наоборот - левую полосу. И до сих пор, похоже, нет возможности повторного толкования того, что говорит это правило транзита. То есть, то, что выражено, яснее воды.

ОБГОН НЕ НУЖЕН, если заведомо известно, что после его выполнения обгоняющему нужно будет остановиться или свернуть на другую дорогу.

В ОБГОНЕ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ, если идущее впереди транспортное средство едет достаточно быстро и, чтобы его обогнать, нужно выезжать на полосу встречного движения, развив максимальную скорость.

То есть, Правила дорожного движения оставляют это на усмотрение водителя определять, когда он считает, что автомобили перед ним идут медленно, что может вызвать споры. В соответствии с этим пунктом в статье 173, поэтому без большей точности можно было бы, исходя из нетерпения или необходимости прибыть на работу раньше, пройти еще одно транспортное средство, которое проходит в соответствии с тем, что дорога указывает ему только потому, что мы считаем, что идет очень медленно. По-видимому, по-прежнему существует необходимость в большей ясности в Правилах транзита.

К ОБГОНУ МОЖНО ПРИСТУПАТЬ только при условии хорошей видимости дороги на всем протяжении участка предполагаемого маневра. Хотя правила не запрещают обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой, НЕ СЛЕДУЕТ ОБГОНЯТЬ ПЕРЕД ПЕРЕКРЕСТКОМ, особенно когда второстепенная дорога примыкает слева. Есть вероятность выезда на главную дорогу автомобиля, поворачивающего направо.

И если это правило транзита является неточным, статья 174 не предписывает ничего конкретного для случая трехполосных перегородок и одного направления, если мы не движемся вправо, если будем считать, что это безопасно. На городских дорогах с тремя или более полосами движения в том же направлении водитель транспортного средства может обгонять или обгонять другое транспортное средство справа, когда можно безопасно осуществлять маневр, - говорится в вышеупомянутой статье Правил.

К тому же, если вы когда-нибудь задумывались, почему так легко обогнать право в нашей стране, даже подвергая риску, например, жизнь пассажиров, которые намерены сесть на автобус, это может быть ответом. Или, возможно, это сочетание отсутствия точности регулирования, небрежности властей и недостаточного дорожного образования с нашей стороны, которому это правило позволяет нам принимать решения, принимая наше хорошее суждение и адекватную профессиональную подготовку.

НЕЛЬЗЯ ОБГОНЯТЬ, “СИДЯ НА ХВОСТЕ” У ВЕДУЩЕГО. Дорога впереди за ним, особенно за фургоном, не просматривается, а там могут быть встречные транспортные средства.

НЕДОПУСТИМ ОБГОН ПО ПРАВОЙ ОБОЧИНЕ. Такое случается, когда движение по узкой дороге задерживается создавшейся пробкой или медленно ползущим грузовиком. Самые нетерпеливые, особенно этим грешат владельцы джипов, набирают скорость и резко берут вправо. Хорошо, если обочина пуста, а вдруг там стоит грузовик или дорожная техника? В последнее время такие аварии стали очень частыми, а их последствия весьма тяжелые.

ПРАВИЛАМИ ОБГОН ЗАПРЕЩЕН:

  • на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
  • транспортного средства, производящего обгон или объезд;
  • в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.

В действительности оговорок и условий для безопасного выполнения обгона значительно больше - они различны для каждой дорожной ситуации, но в любом случае нельзя пренебрегать главным правилом обгона: не уверен - не обгоняй.

Правила безопасного выполнения обгона

Рассмотрим правила, которых следует придерживаться при обгоне, на примере типичной и в то же время самой опасной разновидности обгона - обгона на узкой дороге с выездом на встречную полосу движения и движущимся навстречу автомобилем. В этом “коллективном танце” как минимум три участника движения - обгоняемый, обгоняющий (вы) и встречный водители (автомобили). Почему “как минимум”? Потому что впереди обгоняемого автомобиля может двигаться другое транспортное средство, так же как и позади встречного, и позади вашего (обгоняющего).

Чтобы рассмотреть действия при обгоне, целесообразно разделить его осуществление на три фазы.

Первая - начало обгона с перестроением на встречную полосу.

Вторая - движение по встречной полосе.

Третья - перестроение на ранее занимаемую полосу.

На первой фазе необходимо выполнить следующие задачи.

Оценить ДТС. А именно: оценить количество, расположение и скорость движения участников ДТС, зону видимости, состояние дорожного покрытия, запас мощности вашего автомобиля и прочее. Для этого необходимо посмотреть в зеркала заднего вида (зная о существовании “мертвых зон”), переместиться как можно левее (в своей полосе движения), чтобы заглянуть за впереди идущий транспорт, а также оценить видимость дороги. Понаблюдать за впереди идущим автомобилем - если он снижает скорость, то, возможно, впереди имеется какое-либо препятствие, которое видно только ему одному.

Принять решение об обгоне. Основным условием безопасного обгона является обоснованная уверенность в том, что это можно сделать, не подвергая себя и пассажиров опасности. В ситуации “кажется, успею” лучше не рисковать и никогда не надеяться на “авось”.

Подготовиться к обгону. Посмотреть еще раз в зеркала заднего вида. Включить нужную передачу (в зависимости от запаса мощности вашего автомобиля), выбрать безопасную дистанцию (чем больше габариты обгоняемого автомобиля, тем больше должна быть дистанция), включить левый указатель поворота, начать перестроение.

НА ВТОРОЙ ФАЗЕ важно придерживаться следующих правил.

Удостовериться, что водитель обгоняемого автомобиля вас видит. В случае необходимости применить световой или звуковой сигнал.

Контролировать ДТС. А именно: контролировать расстояние до приближающегося встречного автомобиля, следить за обочиной и прочее.

Выбирать оптимальную интенсивность разгона, так как существует такое правило: как можно меньшее время находиться на полосе встречного движения.

Быть всегда начеку. В случае быстрого, непредвиденного изменения ДТС быть готовым к своевременному принятию решения о возвращении на исходную позицию или о продолжении обгона.

НА ТРЕТЬЕЙ ФАЗЕ обгона необходимо придерживаться следующих правил.

Не “подрезать” обгоняемый автомобиль. Для этого следует смотреть в правое зеркало заднего вида - как только будет виден капот обгоняемого автомобиля, можно начать перестроение в свою полосу движения.

Включать правый указатель поворота лишь при возвращении на свою полосу движения (пока вы находитесь на встречной полосе, обязательно должен работать левый указатель поворота).

Всегда оценивайте свои возможности исходя из наихудшего стечения обстоятельств при обгоне. Например, при обгоне даже на пустой дороге всегда следует ожидать появления встречного автомобиля. А при наличии встречного автомобиля всегда нужно предполагать возможность его обгона другим встречным автомобилем.

Не начинайте обгон ради обгона, сначала подумайте, даст ли это какой-либо выигрыш. Есть хорошая поговорка на этот счет: “Не торопись, а то успеешь”.

- “Не путайтесь под ногами”, ведь хорошего водителя на дороге не видно.

В заключение следует отметить, что никогда не удается составить полный перечень правил и нюансов для обгона, как и для любого другого момента управления автомобилем. Даже этот неполный перечень основных рекомендаций, изложенный в данной статье, сложно будет удержать в голове, да этого и не нужно. В процессе управления автомобилем у водителя вырабатывается ситуационное мышление, когда на подсознательном уровне происходят сбор и оценка полученной информации для принятия правильного решения.