Страховщиком в системе социального обеспечения является. Формы социального страхования. Для чего необходимо социальное страхование и социальное обеспечение

Одной из важнейших задач социального страхования и социального обеспечения на производстве - защита работников от травм и угроз здоровью на работе.

Обязательное страхование от несчастных случаев, естественно, регламентируется законом. В отличие от других видов страхования, здесь в составлении договора участвуют не две стороны, а три.

Если студент имеет государственную медицинскую страховку, работодатель должен внести фиксированную сумму в государственное медицинское страхование и государственное пенсионное страхование. Если во время обучения стажировка является обязательной и предписывается в правилах исследования и экзамена, тогда заработная плата всегда освобождается от социального обеспечения. В качестве доказательства работодатель должен подать свидетельство о зачислении.

Однако это должно касаться первой желаемой степени, примера; кандидат не входит в эту категорию. Стажировка до или после исследования не рассматривается как стажировка без социальной защиты. Если работа ограничена летним перерывом, количество часов работы в неделю не имеет значения и не должно быть никаких взносов в государственное медицинское страхование, государственное медицинское страхование и государственное страхование по безработице. Это справедливо только для краткосрочной занятости менее 60 календарных дней или 50 рабочих дней в год.

К самой страховой компании и лица, которое планируется застраховать, прибавляется также юридическое лицо - организация, на производстве которой и трудится человек.

По расхожему мнению, социальное страхование от травм на производстве выгодно лишь работодателям и самим страховым компаниям. Однако стоит заметить, что все обеспечивают трудящимся относительную безопасность и надежду на компенсацию, если с ними произойдет несчастный случай.

Люди, которые впервые приходят на работу в Германии, нуждаются в карточке социального страхования. Это относится к подавляющему большинству иностранных студентов. Карта социального обеспечения должна применяться первым работодателем. Заявка на мини-работу должна быть подана в штаб-квартиру мини-рабочих и для работы в социальной сфере; необходимо связаться с компанией по страхованию общественного здоровья.

Карта социального обеспечения действительна для жизни и должна быть хорошо сохранена. В течение нескольких десятилетий американцам настоятельно рекомендуется рассматривать Социальное обеспечение и Медикэр как политические реликвии - как недоступные, так и несправедливые в свете современных демографических и налоговых условий, а также практики современных финансовых рынков и современной медицины. Предложения изобилуют «модернизацией» обеих систем, чтобы подчеркнуть выбор, конкуренцию и индивидуальную собственность.

А таких случаев немало. Не стоит думать, что данный раздел страхования касается лишь работников шахт и заводов. Даже экономическая деятельность не так давно была отнесена к числу опасных. Каждый человек, работающий легально, обязательно должен быть застрахован организацией, в которой он трудится.

Для чего необходимо социальное страхование и социальное обеспечение

Застрахованный работник получает гарантию социальной защищенности, если на его рабочем месте происходит страховой случай. Кстати, не любое происшествие будет считаться страховым, ряд случаев специально оговариваются в договоре.

Мы утверждаем, что критики часто ошибочно ошибочно и иногда путают концептуально. Более принципиально эти критические замечания и предложения либо не знают, либо враждебно относятся к фундаментальной логике социального страхования. Экономическая, социальная и политическая логика социального страхования должна стать основой реформ, чтобы продолжить успех этих программ.

Социальное обеспечение и медицина являются постоянными темами политического разговора. На более фундаментальном уровне критики утверждают, что эти программы несправедливо отрицают свободу выбора американцев и подрывают личную ответственность за преодоление экономических рисков. Защитники, напротив, часто придерживались позиции, что наши основные программы социального страхования в их нынешнем виде неприкосновенны и что любое вмешательство в их структуры приведет к разрушению этих двух основных основ социального контракта в США.

Еще одна задача социального страхования - сделать так, чтобы у работодателей была заинтересованность сделать свое предприятие безопаснее для работников. Чем меньше страховых случаев происходит, тем выгоднее самому работодателю.

По своей сути, социальное страхование - возмещение причиненного вреда жизни и здоровью пострадавшему. Сумма эта зависит от уровня поражения. Чем серьезнее пострадал человек, тем большую сумму возмещения он получит.

Бушем, не удалось убедить американский народ в том, что часть социальной защиты должна быть «приватизирована». Оба являются важнейшими частями социального контракта в США и отвечают на глубоко укоренившиеся понятия справедливости и коллективной ответственности. Но они не должны быть защищены от разумной корректировки, чтобы отражать измененные обстоятельства.

Чтобы понять, почему, нам нужно понять, почему основные меры социального страхования были настолько замечательно прочными как в Соединенных Штатах, так и в других местах. Короткий ответ заключается, во-первых, в том, что основные особенности механизмов социального страхования являются экономически разумными и социально и политически приемлемыми. Социальное страхование является частью важнейшего социального клея, который объединяет индивидуалистическое государство и делает экономические риски рыночной экономики допустимыми.

Страховые фонды занимаются не только возмещением ущерба. Благодаря регулярным взносам от страхователей, появляется возможность за счет них улучшить условия труда тысячам людей.

Отчисления по социальному страхованию, как и по любым другим страховкам, производятся ежемесячно, в том размере, который установлен в официальном договоре.

Во-вторых, как бы ни была фундаментальна социальная ткань США, программы социального страхования со временем могут корректироваться и корректироваться с учетом финансовых, демографических и технологических проблем. Они не являются динозаврами другого возраста, но развиваются программы, основные принципы которых могут быть выражены посредством ряда адаптаций.

Но некоторые мутации изменяются по видам. Эти реформы подчеркивают не защиту от общих экономических рисков в меняющемся мире, а индивидуализированный риск за счет увеличения ответственности и вознаграждения за личный выбор и увеличение «рыночной» социальной поддержки. Мы не отрицаем на мгновение ценность личного выбора, индивидуальной ответственности и рыночной конкуренции. Действительно, поддержка общества, основанного на жизнеспособном видении этих ценностей, является фундаментальной функцией социального страхования.

Деятельность фонда социального страхования регулирует и контролирует организации, нанимающие на работу сотрудников. Производится контроль над условиями труда, диагностика возможности несчастных случаев.

Кроме материальной компенсации, социальное страхование и социальное обеспечение следят за тем, чтобы пострадавшие в полной мере были обеспечены необходимыми инструментами и медикаментами, которые стали необходимы после получения травмы.

Долговечность и желательность социального страхования

Но программы социального страхования, направленные на максимизацию личного выбора и продвижение рыночной конкуренции, просто не обеспечат адекватную защиту социального страхования. Чтобы понять, почему нам нужно изучить основную структуру социального страхования и его способность решать современные проблемы, то есть его способность к модернизации, продолжая играть свою фундаментальную социальную роль. Социальное страхование опирается на широкое признание желательности защиты трудящихся и их семей от драматических потерь экономического статуса, вызванных совокупностью общих рисков для участия на рынке труда.

Так, например, производится выдача бесплатных протезов части нуждающихся. Ранее фонд социального страхования также обеспечивал индивидуальное лечение пострадавших в специализированных санаториях и лечебницах.

Какими должны быть страховые взносы?

Как уже говорилось, страховой бюджет фондов формируется за счет взносов. К слову предусматривает возврат взносов страховщику по прошествии определенного времени.

Напротив практически всех развитых промышленных обществ эти риски включают возраст, болезнь, несчастный случай и вынужденную безработицу. Действительно, можно сделать сильный исторический пример, который, начиная с инициатив Отто фон Бисмарка по социальному страхованию в конце девятнадцатого века, социальное обеспечение защиты доходов от этих рисков было фундаментальной предпосылкой для процветания промышленного капитализма. Исторически сложилось так, что социальное страхование является глубоко консервативной идеей, главной жизнеспособной альтернативой государственному социализму.

В социальном же страховании взносы не возвращаются. Они идут на страховые выплаты, обеспечение медицинскими услугами пострадавших, ежемесячные выплаты тем, кто в результате травмы потерял работоспособность.

Размер страховых взносов зависит от того, какой именно деятельностью вы занимаетесь. В нашей стране существует классификация из 32 пунктов, исходя из которой, и высчитывается размер платы.

Программы социального страхования сохранили свою привлекательность, так как ослабление привлекательности социализма является свидетельством их экономической чувствительности и их социальной респектабельности. И эта последняя особенность в значительной степени обусловлена ​​сложной этикой справедливости, которая встроена в механизмы социального страхования и которая широко распространена.

С экономической точки зрения, социальное страхование является политической предпосылкой для поддержания рыночного капитализма именно потому, что оно стремится застраховаться от рисков, с которыми частные страховые рынки справляются плохо или вообще не имеют. Частное добровольное страхование сталкивается с двумя известными трудностями: неблагоприятным отбором и моральным риском. Когда обе эти проблемы характерны для страхового рынка, страхование быстро становится недоступным - общепризнанное описание рынков, которые страхуют такие риски, как болезнь, несчастный случай, инвалидность или безработица.

На что направлено социальное страхование на производстве?

В первую очередь, фондами социально страхования осуществляются выплаты пострадавшим на производстве на время отсутствия у них трудоспособности. Эта сумма высчитывается из средней суммы заработка человека и поступает непосредственно от фонда социального страхования через работодателя.

Если кто-либо должен быть застрахован по разумной цене, может потребоваться заставить всех или почти всех застраховаться в рамках программы, санкционированной публично. Другие риски, такие как преждевременная смерть или расширенная старость, имеют более скромные проблемы неблагоприятного отбора и морального риска, но сталкиваются с другими трудностями. Другим является неотъемлемая сложность планирования таких вещей, как выход на пенсию, учитывая огромную неопределенность в отношении ожидаемой продолжительности жизни, долгосрочные темпы инфляции и краткосрочную эффективность портфелей вблизи или во время выхода на пенсию.

Также осуществляются единовременные выплаты пострадавшим. Они, опять же, зависят от уровня тяжести повреждений и от организации, где работает пострадавший.

Реабилитация пострадавших: и физическая, и психологическая, и профессиональная осуществляется за счет ФСС. Этот пункт вызывает немало споров. В настоящее время полномочия по выдаче путевок отданы в организации социального обеспечения.

Более того, простая близорукость американцев в планировании выхода на пенсию была продемонстрирована на протяжении нескольких поколений. Обязательные и почти универсальные программы страхования жизни и оставшегося в живых страхования и страхования по старости решают эти проблемы и еще одно. Поскольку мы вряд ли позволяем престарелым умирать на улицах или их оставшимся в живых, чтобы томиться в нищете, обязательное участие в программах в стиле социального обеспечения делает всех вкладчиками в общий пул.

Это исключает свободных гонщиков и сдерживает спрос на чрезмерно щедрые преимущества. Эти программы имеют экономический смысл, не обязательно делают их долговечными. Они также должны пониматься как справедливые и социально респектабельные. Программы социального страхования удовлетворяют этим условиям с помощью нескольких элементов их общего дизайна. Во-первых, покрываемые риски обычно не связаны с виной бенефициара. Предоставление помощи, когда несчастье не является виной жертвы, вступает в одно основное напряжение нашего общего понимания справедливых договоренностей.

Фонды социального страхования оплачивают улучшение условий труда на производствах. Для этого проводятся плановые проверки, устранение недостатков, взыскания с нерадивых работодателей.

Естественно, каждый отдельно взятый страховой случай требует детального рассмотрения и оценки. Такие меры необходимы, чтобы избежать случаев мошенничества. Специалисты производят осмотр места происшествия и детально рассматривают страховые случаи.

Это чувство справедливости увеличивается, охватывая большинство людей, которые подвержены риску, и рассматривая всех одинаково как носителей риска. Финансирование большинства видов социального страхования, в отличие от коммерческих страховых премий, не зависит от индивидуального риска. Наконец, финансирование по взносам со стороны охваченных работников делает выгоды кажутся «заслуженными» или «заработанными» для большинства работников. Эта социально респектабельная родословная «справедливости» усиливается административными процедурами, которые не ставят под сомнение морально фрахтованные вопросы, такие как доходы и имущество семьи, состав домашних хозяйств или индивидуальные трудовые усилия.

Еще один пункт - внесение надбавок, компенсаций и скидок в страховые тарифы социального страхования.

Обязательное страхование на производстве выгодно как самим работникам, так и их работодателям. С одной стороны, производство выплат стабилизует ситуацию на рынке труда, обеспечивает гражданам надежду на восстановление здоровья и работоспособности за счет государства.

Учитывая эти характерные особенности режимов социального страхования, относительная политическая стабильность была их предсказуемой судьбой. Что они охватывают общие риски и имеют широкий охват населения, означает, что программы социального страхования привлекают большую часть электората.

Социальная, экономическая и политическая «логика» социального страхования помогает объяснить, почему эти программы представляют собой самую большую категорию федеральных расходов на неопределенность и почему они сохраняются в течение столь длительного периода в Соединенных Штатах и ​​в других местах. Но разумные общие принципы не обязательно создают оптимально разработанные программы. И по мере того как экономика и общество меняются, договоренности, которые хорошо вписываются в одну эпоху, могут устареть.

Работодатели, в свою очередь, также защищены законом. Выплачивая ежемесячно взносы страховой компании, они могут быть уверены в собственной защищенности.

Государство в лице фондов социального страхования также не остается в стороне. Благодаря всеобщему социальному страхованию, снижается риск травм и несчастных случаев на производстве. Сами организации совершенствуются и модернизируются, делая свою работу еще более эффективной.

В том случае, если в результате чрезвычайной ситуации на производстве, работник погиб, выплаты страховки все равно осуществляются. Их получают несовершеннолетние дети-иждивенцы, лица, состоящие на иждивении, семья погибшего.

Если произошел страховой случай

Не важно, на заводе вы трудитесь, или в офисе, от наступления страховых случаев никто не застрахован.

Заметим, что обязательное социальное страхование и социальное обеспечение - это вовсе не и путать их не нужно.

Выплата по медицинской страховке в страховом случае будет осуществлена так или иначе, а вот ожидать компенсации от фонда социально страхования можно лишь в том случае, если травму вы получили непосредственно на производстве.

Страховой случай - подтвержденный факт нанесения вреда здоровью или лишение жизни в результате деятельности на производстве или приобретения профессиональных заболеваний.

Страховым считается также несчастный случай по дороге на работу человека. От того, насколько сильно пострадал человек (отнесем сюда и профзаболевания), зависит то, какую сумму он получит от страховой организации.

Итак, вы можете рассчитывать на ежемесячные выплаты в размере заработной платы, если находитесь на лечении после несчастного случая. Скорее всего, ваше пребывание в больнице и медикаменты также будут оплачиваться страхователем.

Несчастный случай, который привел к потере человеком работоспособности полностью, также оплачивается. Это может быть единовременная выплата, или ежемесячное пособие. Потеря трудоспособности означает, что человек уже не может занимать свою должность и не в состоянии выполнять свои обязанности.

Так или иначе, потеря работы в результате приобретенной болезни или травмы обеспечивает вам определенную сумму от фонда социального страхования. К этому прибавляются необходимые медикаменты и приспособления (подгузники, костыли, инвалидная коляска, катетеры и пр.).

Наиболее печальный исход - смерть в результате несчастного случая. Полную страховую сумму выплачивают семье погибшего, детям, оставшимся без кормильца. Обычно, за счет страховой компании организуются похороны.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Понятие обязательного социального страхования в России……………5
1.1. История развития системы обязательного социального страхования в России………………………………………………………………………………...5
1.2.Особенности российского законодательства в области обязательного социального страхования………………………………………………………..…17

Глава 2 Виды обязательного социального страхования…………………………21
2.1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности……..…………………………………….…………………...21
2.2. Обязательное социальное страхование в связи с материнством……...……36
2.3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………………………………………………..…40
2.4. Обязательное медицинское страхование……………………………………42
2.5. Обязательное пенсионное страхование………………………………………45

Глава 3 Проблемы правового регулирования в сфере обязательного социального страхования……..……………………………………………………48

Заключение…...……………………………………………………………………..56
Список используемых источников…………….………………………………….58

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы обязательного социального страхования являются важными в любом государстве и становятся в один ряд с экономическими, политическими, экологическими и др. Россия не является исключением. Решению социально-экономических проблем в России, в текущий период времени, отводится одно из первоочередных мест. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, определены высокие стандарты благосостояния человека, приняты ориентиры на социальное благополучие и согласие.
Дипломная работа посвящена вопросам, связанным с обязательным социальным страхованием. В работе анализируются виды и способы осуществления обязательного социального страхования в Российской Федерации, направления социальной политики, то есть государственной политики в сфере социального развития, включая вопросы оплаты труда, уровня жизни и доходов населения.
Выбор темы дипломной работы - «Обязательное социальное страхование» - обусловлен ее актуальностью. Сфера социального страхования - это основа социального обеспечения, граждане не могут получить полный объем социальной защиты без прохождения через данную область. Ввиду этого государство, осознавая всю важность обязательного социального страхования, стремится законодательно урегулировать данную область общественных отношений.
Целью данной работы является выявление механизма правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в области оказания услуг в сфере обязательного социального страхования в РФ и путей его реализации.
Основными задачами дипломной работы являются:
1) сформулировать определение обязательного социального страхования;
2) проанализировать историю развития обязательного социального страхование в мире и в России;
3) определить виды обязательного социального страхования;
4) выявить основные проблемы в сфере обязательного социального страхования.
Объект исследования - социально-экономические процессы, происходящие в сфере обязательного социального страхования.
Предмет - обязательное социальное страхование.
Таким образом, для эффективного изучения обязательного социального страхования необходимо проанализировать существующее законодательство в сфере социального страхования, изучить исторический аспект обязательного социального страхования.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

1.1. История развития системы обязательного социального страхования в России

Социальное обеспечение и социальная защита неразрывно связаны с понятием социального страхования, не зря в общей части дисциплины - право социального обеспечения эти понятия рассматриваются вместе.
Для того чтобы понять, что такое обязательное социальное страхование нужно сформулировать определения социального обеспечения, социальной защиты и социальной политики, а после, через эти понятия дать характеристику обязательному социальному страхованию.
Социальное обеспечение - гарантируемая государством и законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети и т.д.
Социальная защита - это мероприятия, которые осуществляют государственные, муниципальные и общественные организации по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека.
Но, главным понятием в социальном обеспечении остается социальная политика государства - это политика, которая направлена на регулирование социально-экономических условий жизни общества, она основана на поддержании отношений справедливости и равенства в обществе, регулировании отношений между отдельными социальными группами, обеспечении условий повышения уровня жизни в обществе.
Таким образом, для того чтобы социальная политика решала стоящие перед ней задачи, необходимо обязательное социальное страхование, главная цель которого - осуществлять в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Когда мы говорим о пенсиях по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, в первую очередь упоминается цель этих выплат - компенсация утраченного заработка. Для того чтобы восстановить материальное положение необходимо обратиться к социальному страхованию.
Социальное страхование - это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает следующее:
«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
То есть, обязательное социальное страхование транслирует волю государства и реализует право граждан на социальное обеспечение и защиту.
Для того, чтобы понять что же такое обязательное социальное страхование необходимо обратиться к истории развития страхования в России, то есть проследить трансформацию института страхования в элемент социального обеспечения.
Началом социального страхования можно считать возникновение коллективного страхования. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века одновременно с профсоюзами, которые представляли интересы наемных работников перед работодателями и государством.
Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. В г. Берна в 1893 году была создана касса по страхованию на случай безработицы, руководство осуществляла комиссия, в состав которой входили работодатели, представители профессиональных союзов и муниципалитета. «В кассу мог вступить только гражданин Швейцарии и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение всего года».
«Становление института социального страхования в России началось в конце XIX начале XX веков. До революции 1917 года были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, которые предусматривали страхование на случай временной нетрудоспособности, то есть болезни, и от несчастных случаев на производстве, появились первые страховые органы. С конца ХIХ века в нашей стране началось формирование системы социального страхования. Процесс был прерван революцией 1917 года и последующим периодом социальных изменений. Система социального страхования, которую мы знаем сегодня, сформировалась вместе с появлением в XIX веке большого числа наемных работников».
В России система социального страхования, также, начала формироваться только после того, как страна вступила на путь рыночной экономики, то есть после реформ начала 60-х годов ХIX века, когда с принятием манифеста 19 марта 1861 года было ликвидировано крепостное право и начал формироваться открытый рынок труда. Именно с этого момента можно говорить об истоках обязательного социального страхования рабочих в нашей стране.
При этом следует иметь в виду, что обязательное социальное страхование рабочих является одной из форм их социальной защиты - наряду с социальной помощью, социальным обеспечением, взаимопомощью и т.д. Эти формы различаются между собой. Социальное страхование, в частности, отличается от других форм социальной защиты следующими признаками:
наличием страховщика и застрахованного лица;
прямой зависимостью размера социальных выплат от уровня заработной платы застрахованного;
обязательность страховых выплат;
наступление страхового случая является единственным основанием для страховой выплаты.
Впервые идея об обязательном страховании рабочих в России начала реализоваться в 1889 году. Тогда в Государственный совет был представлен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за трудовое увечье и смерть рабочих - это был первый документ, который предполагал социальную ответственность работодателя и соответствующие меры по социальному страхованию рабочих.
Первый закон, который вводил в России обязательное страхование рабочих, был принят 2 июня 1903 года. Он назывался «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» (далее - Закон). Данный закон вступил в силу с 1 января 1904 года. С этого времени можно говорить о появлении обязательного страхования рабочих в России.
При этом Закон не вынуждал работодателя вести на предприятии обязательное социальное страхование. У него было право выбора одного из двух способов обеспечения рабочих: через их обязательное страхование в частных страховых обществах или через прямую ответственность предпринимателей.
Социальное страхование в качестве пути обеспечения социальной защиты работника было признано лучшим так как:
при страховании рабочих в частных страховых обществах и учреждениях за трудовые увечья, полученные ими на производстве, расчеты производило страховое общество;
сокращались издержки производства, работодатель отстранялся от расходов, связанных с ликвидацией причин несчастных случаев и экономил средства на создании безопасных условий труда;
при страховании рабочих в обществах взаимного страхования, если наступал страховой случай, то вместо индивидуального имело место коллективное несение риска работодателями.
работодатели были заинтересованы в социальном страховании и с экономической точки зрения, они заключали соглашения со страховыми организациями об участии в прибыли.
Закон 1903 года не призывал работодателей страховать рабочих от несчастных случаев в частных страховых обществах, но и добровольным страхование назвать было нельзя. Государственное принуждение к социальному страхованию стало обязательной частью трудовых отношений. Иными словами, Закон 1903 года фактически вводил в России обязательное страхование рабочих.
Важным следствием закона стал быстрый рост числа рабочих, застрахованных по требованиям Закона своими работодателями. Число застрахованных работодателями рабочих в частных страховых обществах с 1904 по 1912 годы возросло более чем в 3,5 раза.
К тому же Закон 1903 года не только вводил обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе нормы, которые имели большое значение для становления в России социального страхования. Он вводил систему государственного управления и контроля выплат пенсий и пособий, этим занимались представители государства - фабричные инспектора и окружные инженеры. Государство сохраняло за собой право регулировать систему обеспечения рабочих путем издания законов, на основе которых строятся отношения между работодателями и наемными рабочими по их обеспечению при наступлении страхового случая, а также возможность надзирать за процессом.
При этом государство начало брать организацию социального страхования на себя. К 1912 году оно сосредоточило в своих руках надзор и контроль за выполнением правил социального страхования в России. А это стало предпосылкой для очень важного шага в развитии системы социального страхования в России - принятия Государственной Думой 23 июня 1912 года нескольких законодательных актов по обязательному государственному социальному страхованию. Это законы: «О страховании рабочих от несчастных случаев», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Положение о Присутствиях по делам страхования рабочих», «Положение о Совете по делам страхования рабочих».
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что к 1912 году в России сформировалась система обязательного государственного социального страхования.
Система социального страхования наемных работников, действовавшая в России в 1912-1917 годы, представляла собой управленческую вертикаль, замыкавшуюся на Министерство торговли и промышленности. При Министерстве действовал Совет по делам страхования рабочих.
Вся система социального страхования была построена на принципах социального партнерства рабочих и работодателей при регулирующей роли государства. Участие рабочих в несении издержек по социальному страхованию не только давало им право на представительство в органах управления социальным страхованием, но, по расчету законодателей, и воспитывало у них ответственность за расходование средств социального страхования.
Интерес рабочих выражался в заинтересованности в получении пенсий и пособий. Что касается работодателей, то их интерес в осуществлении социального страхования также носил экономический характер и был связан с использованием качественной рабочей силы.
Очевидно, что потеря заработка вследствие болезни или утраты трудоспособности по иной причине снижает уровень доходов работника, а, следовательно, снижает его способность к дальнейшему выполнению своих трудовых функций. И если работодатель хотел иметь качественную рабочую силу и обеспечить ее воспроизводство, то он должен был заботиться о постоянном поддержании рабочих в работоспособном состоянии, в том числе через систему социального страхования.
Кроме рабочих и работодателей заинтересованность к осуществлению социального страхования имели и муниципальные органы власти - городские думы и земства, ряд функций которых был связан с функциями органов социального страхования (оказание медицинской помощи населению, помощь детям, оставшимся без попечения родителей, вдовам, инвалидам, бедным и др.).
В законах 1912 года были прописаны три уровня организационной структуры управления социальным страхованием: первичный, муниципальный (территориальный) и центральный.
На первичном уровне находились больничные кассы и страховые товарищества.
На территориальном уровне - страховые Присутствия,
На центральном уровне - Министерство торговли и промышленности. А также Совет по делам страхования рабочих.
На каждом из этих уровней в органах управления социальным страхованием были представлены работодатели, рабочие, представители местной власти и государства. Однако количество было разным, чем выше был уровень органов управления социального страхования, тем, соответственно, меньше в них было представлено рабочих. Так, в общем собрании больничной кассы рабочих было 60%, а в Совете по делам страхования рабочих -около 20%.
Советское государство в сфере социального страхования проводило в жизнь так называемую рабочую страховую программу. Она была сформулирована за три года до Октябрьского революции в виде наказа представителям рабочих в Страховом Совете и Страховых присутствиях царского правительства и опубликована в журнале «Вопросы страхования» № 8 (18) от 22 февраля 1914 года. Суть рабочей страховой программы сводилась к тому, чтобы страхование распространялось на всех без исключения рабочих, чтобы пособия и пенсии обеспечивали прожиточный минимум.
С осени 1917 года Советское Правительство начало деятельность по реформированию социального страхования на принципах рабочей страховой программы.
Во главе советской системы социального страхования стояла государственная структура. Вместо Министерства торговли и промышленности царского правительства и Министерства труда Временного Правительства во главе соцстраха Советская власть поставила Народный комиссариат труда, сохранив в его структуре отдел социального страхования. Совет по делам страхования рабочих был переименован в Страховой Совет. Его возглавлял Народный комиссар труда. Присутствия по делам страхования рабочих переименованы в Страховые присутствия. Страхование делилось по самостоятельным видам - на случай болезни, на случай безработицы и от несчастного случая на производстве. Соответственно этому делению были учреждены страховщики. Каждый вид страхования осуществлял самостоятельный страховой орган. В роли страховщиков, как и в царское время, выступали страховые товарищества и страховые кассы. Страховых касс было несколько видов. Советская власть полностью отказалась от больничных касс, создаваемых при заводах и фабриках. Учреждались общегородские и окружные больничные кассы, которые осуществляли страхование на случай болезни, беременности и родов, а также на случай смерти. Страхование на случай безработицы осуществляли кассы безработных, создаваемые по территориальному принципу, с числом жителей не менее 20-ти тысяч человек.
В первый годы Советской власти были созданы кассы безработных. Постановление Совнаркома, утвердившее «Положение о страховании на случай безработицы», было принято 11 декабря 1917 года. Его действие распространялось на всех лиц, занятых по найму в государственных и частных предприятиях, а также у частных лиц. Они имели право на пособие по безработице при невозможности найти работу за соответствующую заработную плату, устанавливаемую профсоюзами. При этом обязательным условием получения пособия была регистрация безработного на бирже труда или в профессиональном союзе, а при их отсутствии - в больничной кассе.
Следующим большое изменение в социальном страховании было связано с переходом Советского государства «военному коммунизму». В связи с ним все существующие страховые кассы и страховые учреждения упраздняются и заменяются отделами социального обеспечения при советах рабочих и крестьянских депутатов.
В апреле 1918 года был создан Народный комиссариат социального обеспечения. Средства на существование социального обеспечения формировались из взносов частных предприятий, государственных и национализированных предприятий и организаций, доходов с имущества и капитала учреждений социального обеспечения, пени. Все эти средства скапливались в Всероссийском Фонде социального обеспечения.
В условиях экономической разрухи, финансовых трудностей Советское государство не могло полностью взять на себя расходы по социальному обеспечению работников. Поэтому 15 ноября 1921 года Совнаркомом был издан Декрет «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом».
В 1933 году произошли важные изменения в системе социального страхования. Наркомтруд СССР был ликвидирован, а финансовыми средствами социального страхования, имевшими статус государственных, стали управлять профсоюзы. Именно они ежегодно составляли и представляли на утверждение сметы государственного социального страхования. Произошла консолидация средств бюджетов различных уровней и видов социального страхования.
С 1 мая 1937 года назначение и выплата пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих были переданы в ведение органов социального обеспечения.
14 июля 1956 года был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», и Постановление Совмина СССР от 22.01.1955 N 113 «Об упорядочении выплаты пособий по временной нетрудоспособности и выдачи больничных листков». По новому законодательству был расширен круг лиц, имеющих право на пенсию, и повышены размеры пенсий. Одновременно с повышением пенсий были пересмотрены прежние страховые тарифы. Бюджет государственного социального страхования напо........

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.082014. - №31. - Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015) // Собрание законодательства РФ.-07.01.2002.- N 1 (ч. 1).- Ст. 3.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 2014) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ.- 19.07.1999.-N 29.- Ст. 3686.
4. Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1999.- N 28.- Ст. 3487.
5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 2014) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ.- 03.08.1998.- N 31.- Ст. 3803.
6. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 2014) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ.- 20.08.1992.- N 33.- Ст. 1913.
7. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 2015) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ.- 25.06.2001.- N 26.-Ст. 2581.
8. Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 2014, с изм. от 12.03.2015) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ.- 03.04.1995.- N 14.- Ст. 1212.
9. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ.-01.01.2007.-N 1 (1 ч.).- Ст. 18.
10. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 2013, с изм. от 06.04.2015) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ.-22.05.1995.-N 21.-Ст. 1929.
11. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-17.12.2001.-N 51.- Ст. 4832.
12. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 06.12.2010.-N 49.-Ст. 6422.
13. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 48.- Ст. 4563.
14. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. 2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 2013. № 52 (часть I).-Ст. 7007.
15. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. 2014) (утратил силу 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 422-ФЗ) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-1995-№ 50-Ст. 4872.
16. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. 2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. - 27.07.2009. - N 30. - Ст. 3738
17. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74 (ред. от 05.10.2009) «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-12.03.2007.- N 11.
18. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 2014) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Российская газета.-27.01.2010..- N 15.
19. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности» // Российская газета.- 22.06.2011.- N 132.
20. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (ред. от 2013 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 18.06.2007. - N 25. - Ст. 3042.

2. Специальная литература:

1. Агафонов В. А. Право социального обеспечения. Учебник - М.: ЮРАЙТ, 2012 // ЭБС «Университетская библиотека Online».
2. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М., 1974. С. 22.
3. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени. // Государство и право.- 1994.- № 2.- С.34-37.
4. Белякович Н.Н. Права человека: учебное пособие / Н.Н. Белякова. - Мн.: Амалфея, 2007.
5. Глушкова С.И. Права человека в России: учебное пособие / С.И. Глушкова. - М.: Юристъ, 2006.
6. Гусов К.Н. «Право социального обеспечения». - М.: Проспект, 2012.
7. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. - М., 1983. - С. 80.
8. Ивентьев С. И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина - М.: Директ-Медиа, 2012. // ЭБС «Университетская библиотека»
9. Кузьмина Т.М. Советское право социального обеспечения. - Саратов: Саратовский ун-т, 1982. - С. 128.
10. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения в России (социальное право). - М. Былина, 2000. - 232 с.
11. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2013// ЭБС «Университетская библиотека Online».
12. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». - М.: Русский язык, 1984. - С. 374, 670.
13. Полное Собрание Законодательства.- Собрание третье III.- Том XXXII.- СПб.- 1915.- №37447.-С.101.
14. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2008.
15. Савинов А.И. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 368 с.
16. Социальная политика. Под ред. Холостовой Е.И., Климантовой Г.И. - М.: «Юрайт», 2013. - 345 с.
17. Социальная работа. / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 576 с.
18. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2013// ЭБС «Университетская библиотека Online».
19. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник / Г.В. Сулейманова. - М.: ИТК «Дашков и К», 2006.
20. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы // 3-е - М.: Академический Проект; Трикста, 2009.- С.15.
21. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник для бакалавров.- М.: ИТК Дашков и К, 2014 .- 340 с.
22. Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. - Свердловск, 1986. - С. 5-26.
23. Этика социальной работы: /Учебное пособие/ Склярова Т.В., Ярская-Смирнова Е.Р. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. - 114 с.
24. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.

3. Электронный ресурс:

1. Официальный сайт -Федеральной службы государственной статистики России <..> >2. Правовой сайт «Консультант-плюс» - (дата обращения: 07.05.2015г.).
3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - (дата обращения: 13.05.2015г.).