Срок эксплуатации дорожной разметки по госту. Непостоянная разметка

Разметка проезжей части автомобильных дорог как средство организации, упорядочения движения транспортных потоков, позволяющее без больших финансовых затрат увеличить скорость движения автомобилей и пропускаю способность дороги, а также более чем на 20% уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), стала необходимой и привычной частью дизайна автомобильных дорог.

Эффективность работы разметки определяется ее хорошей видимостью в любое время суток, в любую погоду, независимо от времени года, а также обеспечением необходимого сцепления с колесом автомобиля, т.е. состоянием разметки, в течение всего срока функционирования, который по зарубежным стандартам должен быть не менее одного года.

Долговечность разметки определяется как свойствами материала, из которого она выполнена, так и условиями эксплуатации: интенсивностью движения, шириной проезжей части, наличием искривлений и разворотов на автодороге, назначением линий разметки (т.е. положением линий или рисунков разметки), а также климатическими условиями.

Для нанесения разметки применяют различные материалы: специальные устойчивые краски, термопластики, спрейпластики, термопластичные ленты, холодные пластики (двухкомпонентные, с использованием в качестве второго компонента отвердителя, поставляемого отдельно). В отдельных специальных случаях применяют также керамическую и клинкерную брусчатку, фарфоровую крошку, штучные формы из белого полимеро- или цементобетона, цветного асфальтобетона, разметочные блоки и плиты, металлические кнопки и другие материалы. Однако, наибольшую долю в отношении объема применения составляют краски и термопластики.

Маркировочные материалы различаются не только по химическому составу, но также по технологии нанесения и продолжительности службы разметки, но именно химический состав определяет как технологию нанесения, так и долговечность разметки.

Как правило, маркировочный материал - сложная система, содержащая 4-6 и более компонентов, в числе которых пигмент, наполнители, полимеры, пластификаторы, специальные добавки, растворители. Каждый из компонентов играет свою важную роль, однако, наиболее важным, определяющим устойчивость, прочность структуры, и в конечном счете долговечность разметки является полимерсвязующее.

Современные маркировочные материалы являются высоконаполненными системами. По Европейскому стандарту нормативом показателя «остаток сухого вещества» является величина не менее 75 % - для красок, не менее 97 % для пластиков, причем эти нормативы устанавливаются в разделе «Экологические требования», ограничивая выброс растворителей и других легко летучих органических веществ в атмосферу и одновременно решая вопросы качества материалов.

По технологии нанесения маркировочные материалы делятся на те, которые используют для нанесения разметки в холодном состоянии при температуре окружающего воздуха - к ним относятся краски и эмали на органических растворителях, воднодисперсионные краски, холодные пластики; и на те, которые наносят на покрытие автодороги горячим способом, используя материалы, разогретые до температуры 180-220°С - к ним относятся термопластики, спрейпластики, а также термопластичные ленты, приклеиваемые к асфальту горячим способом.

Температура воздуха и покрытия при нанесении разметки этими материалами должна быть в интервале 5-35 °С.

Краски и эмали применяют для вертикальной и горизонтальной разметки. В зависимости от состава и эксплуатационной нагрузки они могут обеспечить срок службы горизонтальной разметки от одного сезона до одного года. Большим преимуществом красок и эмалей является удобная и безопасная технология применения.

Холодные пластики используют для нанесения разметки в местах наибольшего износа (например, пешеходные переходы), они обеспечивают срок службы 2 года и более.

Для повышения сроков службы разметки до 2-х лет и более на автодорогах с высокой интенсивностью движения применяют материалы для нанесения разметки по горячей технологии.

Традиционно используемая дорожниками для нанесения разметки эмаль ЭП-5155 обладает необходимым комплексом технологических и светотехнических характеристик. Однако, основной недостаток эмали - высокое, до 60%, содержание растворителей, чтообусловливает ее быстрое истирание в процессе эксплуатации разметки.

В 1995-97 годах в СоюздорНИИ были выполнены исследования существующих отечественных лакокрасочных материалов и анализ зарубежных стандартов EN 1436, ОМОЕМ В 2440, ТТ-Р-115Р на маркировочные материалы, который с учетом условий эксплуатации разметки в России позволил сформулировать требования к показателям качества красок для разметки дорог, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Требования к показателям качества красок для разметки дорог

Наименование показателей

Технические требования

1. Цвет

Белый, желтый, (черный, красный, синий, серый)

2. Внешний вид и седиментационная устойчивость

Однородная, подвижная жидкость без осадка и расслоения

3. Плотность, г/см 3 , не менее

5. Вязкость при применении по ВЗ-4 при 20 ° С, с

40-120

6. Время высыхания при температуре 20 ° С и влажности не более 75%, мин, не более

7. Степень перетира, мкм

Не более 70

8. Коэффициент яркости %, не менее

9. Блеск, %, не более

10. Адгезия к стеклу, усл. балл

11. Водостойкость, солестойкость пленки краски на асфальтобетоне

Выдерживает кипячение в воде или 3% растворе поваренной соли без значительного повреждения поверхности и изменения цвета (с оценкой "хорошо" или "отлично")

12. Износостойкость, %, не менее

13. Условия нанесения разметки:

температура воздуха и покрытия, ° С

влажность воздуха, %, не более

расход краски, г/м 2

5-35

500 ± 200

14. Гарантийный срок хранения краски, мес.

6-12

15. Срок эксплуатации разметки, мес.,

временной

постоянной, не менее

СоюздорНИИ совместно с АООТ «Лакокраска» (г. Нижний Новгород) разработал новую отечественную краску для разметки дорог, не уступающую по качеству зарубежным аналогам. Основной концепцией при создании отечественной краски было использование в качестве связующих акриловых сополимеров отечественного производства при минимальном содержании органических растворителей.

Поскольку самым важным обобщающим показателем качества материалов для разметки дорог является срок их службы, были проведены исследования влияния акриловых полимеров отечественного производства на износостойкость краски.

Лабораторные исследование показали, что введение акриловых полимеров уменьшает износ краски в 2-10 раз, при этом вязкость остается в пределах рабочих значений 40-80 с. Краска приобретает также яркий белый цвет, а ее седиментационная устойчивость - значительно повышается. Образец из опытной партии краски, изготовленной в заводских условиях на АООТ «Лакокраска» (г. Нижний Новгород) в июне 1996 г. и названной «Краска водостойкая маркировочная дорожная (ВМД)», ТУ 2312.017-0393797-97, хранился в лаборатории в течение 28 месяцев практически без расслоения и изменения качества. Его использовали как эталон при испытаниях на износостойкость.

В сентябре того же года краской ВМД была нанесена разметка на автомобильных дорогах Нижний Новгород - Саранск и Нижний Новгород - Москва. Краску ВМД испытывали в сравнении с польской краской «Нобипас». Через 7 месяцев эксплуатации (с сентября 1996г. по апрель 1997г.) на автодороге 1-ой категории Нижний Новгород - Москва сохранность разметки краской ВМД составляла 70-80 %, тогда как краской «Нобипас» - 30 %.

Для улучшения видимости разметки внутрь краски непосредственно перед применением при постоянном перемешивании можно вводить световозвращающие стеклянное микрошарики (СМШ) размером 70-160 мкм и наносить их на поверхность свеженанесенной разметки, что также повышает ее износостойкость.

Полученный состав краски для разметки дорог защищен патентом № 2109786 Российской Федерации. Технические характеристики краски ВМД полностью соответствуют современным требованиям.

Седиментационно устойчивая структура краски с плотностью более 1,7 г/см 3 , количеством нелетучих веществ более 80 %, малым содержанием экологически малоопасных растворителей образует при нанесении разметки ровную, без разбрызгивания и растекания плотную пленку, весьма устойчивую в эксплуатации.

Краску ВМД можно хранить при температуре от -40 до +50 °С; пленка краски выдерживает 25 суток замораживания и оттаивания без снижения износостойкости, что дает возможность использовать ее в любых дорожно-климатических зонах России, причем наносить ее можно как до начала эксплуатации асфальтобетонного покрытия, так и после открытия по нему движения транспортных средств.

Для оценки уровня качества краску ВМД испытывали вместе о другими отечественными и зарубежными красками для разметки дорог при проведении конкурса ГУП «Доринвест» на Волгоградском проспекте в Москве в 1997-1998г. Одновременно те же краски были нанесены на покрытие кольцевого стенда Союздорнии при температуре 7-8 ° С. Нанесение разметки и наблюдения за ее испытанием проводили в присутствии представителей фирм, участвующих в конкурсе.

Результаты испытаний показали, что краска ВМД обладает самым высоким уровнем износостойкости (10 проходов на 1 мкм). Рабочая вязкость краски ВМД 72 секунды позволяет использовать ее (в том числе с добавлением СМШ) без дополнительных приспособлений на любых отечественных и зарубежных маркировочных машинах. Время высыхания 10 минут при толщине жидкого слоя 300-400 мкм позволяет наносить краску на проезжую часть дороги, не перекрывая движения автомобильного транспорта.

По совокупности технологических характеристик и износостойкости краска ВМД получила на конкурсе высший балл. Массовое производство краски ВМД началось с 1998 г.

Новое поколение отечественных красок для разметки дорог

Разработка требований к маркировочным краскам и серийный выпуск краски ВМД дали импульс для разработки и выпуска новых российских красок для разметки дорог на органических растворителях и развития их производства. В течение 1999-2001 годов в СоюздорНИИ на испытания были представлены краски из разных регионов России, обладающие высокими технологическими и эксплуатационными характеристиками. В таблице 2 представлены названия фирм, выпускающих эти краски, марки, номер технических условий и основные технологические параметры. Из таблицы видно, что, при небольших различиях в свойствах, это - материалы одного высокого качественного уровня. Массовый выпуск этих материалов ожидается в ближайшем будущем.

Технологические свойства российских красок для разметки дорог

Завод-изготовитель

Марка краски, номер ТУ

Рабочая вязкость по ВЗ-4, с

Плотность, г/см 3

Время высыхания, мин

Коэфф. яркости, %

Износостойкость (методика СоюздорНИИ ), %

АООТ "Лакокраска", г. Нижний Новгород

ВМД, ТУ 2312.017-01393697-97

60-120

1,7±0,05

80±5

10-20

80-90

ТОО "Загорский лакокрасочный завод", г. Сергиев Пасад Московской обл.

ЭП-5327 ТУ 3212-026-05015319-99

100-120

10-12

70-80

ОАО "Дарус", г. Ростов-на-Дону

АК-505, ТУ 2313-010-49792662-99

80-100

15-17

ЗАО Заводлакокрасочных материалов "Квил", г. Белгород

Краска акриловая для разметки дорог, ТУ 2313-017-45822449-99

100-120

15-17

ЗАО "Подольский завод стройматериалов", Московская обл.

"Дорстрой-сервис", ТУ 23131-003-04002214-98 .

60-80

15-20

ОАО "Одилак", г. ОдинцовоМосковской обл.

АК-591, ТУ 6-27-18-302-2000

80-120

не менее 70

8-10

ООО "Виктория"

АК-5328 "Викдор", ТУ 2313-001-22214670-2000

80-100

10-15

ООО "Союз 1ЛТ", г. Казань

КО-525 автодорожная, ТУ 2312-002-12975793-98

45-120

7-10

ГУДП "Технопласт", г. Дзержинский Московской обл.

Техноколор, ТУ 2316-020-07509505-2000

60-160

9-11

70-90

ООО "Меготекс", г.Москва

Спектрлайн К-911

100-180

22-26

Спектрлайн К-920

80-120

1,57

77,4

ОАО "Криз", г. Калининск Саратовской обл.

"Арктика", ТУ 2313-041-00149274-2000

100-250

ЗАО "Акваколор", г. Екатеринбург

"Бестер", ТУ 6-003-48581383-99

100-180

1,55±0,05

66±4

7-10

ЗАО "Композит", г. Рязань

"Автомагистраль", ТУ 2316-005-24301781-01

60-140

1,70±0,05

75±5

ОАО "НПО" Пигмент" г. Санкт-Петербург

"Магистраль", ТУ 2312-156-4695478-01

100-200

1,37

60-75

не более 10

ОАО "Лакокраска", с. Оболдино Московской обл.

Краска дорожно-маркировочная ДМ-АК-521, ТУ 2316-02953342-2001

70-190

1,5±0,1

ОАО "Силан", г. Данков, Липецкой обл.

Дорожная разметочная эмаль Д-1, ТУ 2332-027-05808020-01

40-120

1,56

не менее 70

Некоторые из новых красок - Арктика, Спектрлайн и Техноколор были участниками контрольно-полевых испытаний на автомагистралях Россия, Волга и Крым, организованных Росавтодором в 2000 году. Уровень качества, показанный этими красками, не уступает уровню участвовавших в конкурсе зарубежных красок из Австрии, Германии, Франции, Финляндии, Чехии.

Термопластики для разметки дорог

Наряду с красками широкое распространение для разметки дорог получили термопластики. Их применяют там, где использование красок нецелесообразно, т.е. на дорогах с интенсивностью движения выше 10000 автомобилей в сутки в крупных городах и на федеральных автомагистралях. Способ их нанесения полностью механизирован - в этом состоит их преимущество перед холодными пластиками. Толщина наносимого слоя термопластиками 3,0-4,0 мм, поэтому срок службы разметки удлиняется до нескольких лет.

В настоящее время на рынке России существует ряд отечественных фирм, выпускающих термопластики: «Технопласт» (термопластик с тем же названием, а также Тестуры М-1 и М-2), «Русские дорожные материалы» (термопластики ТПК и ТПК-Н), «Меготекс» (термопластики Мегопласт).

Сравнительные испытания этих термопластиков с применяемыми в России зарубежными термопластиками представлены в таблице 3. Как видно из этой таблицы, по таким свойствам термопластиков как «текучесть», «растекаемость», «плотность», «время твердения», «коэффициент яркости» и даже «истираемость» существенной разницы между отечественными и зарубежными термопластиками не наблюдается. Однако по таким свойствам как «водопоглощение», «температура размягчения» и «адгезия на сдвиг» имеется существенное различие.

Таблица 3

Сравнительные испытания термопластиков для разметки дорог

Марка термопластика

Текучесть, г/сек

Растекаемость, мм

Плотность, г/см 3

Водопогл., %

Темп. размягч., ° С

Время твердения, мин

Коэфф. ярк., %

Блеск, %

Коэфф. сцепления

Адгезия на сдвиг, кг/см 2

Истираемость, г/час

н/б 20

н/м 60

н/м 0,3

Клиносол, Швеция

0,008

91,2

0,28

41,7

0,11

ф Еннис, США

1,96

0,007

0,33

48,4

0,25

Нордскилт, Норвегия

1,97

0,005

95,4

0,32

0,24

Синожет-Севр, Франция

0,009

40,1

0,11

Технопласт, Россия

2,06

0,21

80,5

0,27

84,7

Мегопласт-1, Россия

2,09

0,14

90,1

0,27

76,4

0,17

Мегопласт-2, Россия

2,03

0,23

82,6

0,25

88,5

0,31

ТПК Россия

2,05

0,09

88,2

0,39

62,4

0,25

Водопоглощение для зарубежных термопластиков составляет тысячные доли процентов, тогда как отечественных - десятые доли. Температура размягчения зарубежных термопластиков более 90°С, отечественных - 80-90°С. Адгезия на сдвиг для зарубежных термопластиков составляет 40-48 кг/см, для отечественных - 62-88 кг/см.

Сочетание более высоких величин водопоглощения и адгезии с более низкой температурой размягчения, вероятно, и приводит к тому, что даже при низкой способности к истиранию срок службы отечественных термопластиков в условиях эксплуатации меньше, чем зарубежных Клиносол (Швеция), Нордскилт (Норвегия) и Синожет-Севр (Франция), как показали контрольно-полевые испытания в 2000-2001 г.

Особого внимания заслуживает зависимость между показателями «блеск» и «коэффициент сцепления». Как видно, при величине блеска менее и равной 14% коэффициент сцепления более 0,3, т.е. соответствует нормативным требованиям. При величине блеска равной и более 17% коэффициент сцепления менее 0,3.

Испытания красок и термопластиков в условиях эксплуатации и на кольцевом стенде СоюздорНИИ в разных климатических условиях разных времен года показали, что износостойкость материалов для разметки дорог резко уменьшается при эксплуатации в условиях зимы, и особенно сильное понижение происходит в условиях переходов от положительных температур к отрицательным и наоборот.

Ниже представлены результаты сравнения износостойкости красок и термопластиков для разметки дорог при стендовых испытаниях в летний и осенне-зимний периоды.

Таблица 4

Влияние климатических условий на износостойкость для дорожной разметки

Марка краски (страна)

Число проходов колеса для износа 1 мкм толщины слоя краски при температуре, °С

20-22

(-2)-(+3)

ВМД (РФ)

ЭП-5155 (РФ)

Нитролюкс (РФ)

Руслафпласт (РФ)

Сваркопейнт К-819 (Австрия)

Веронил (Словения)

Полисан (Турция)

Темароуд (Финляндия)

Таблица 5

Влияние климатических условий на износостойкость пластиков для разметки дорог

Фирма, марка пластика

Износостойкость (чи сло проходов колеса для износа 1 мкм толщины слоя) при температуре, °С

(-2 - +3)

25-30

Холодный пластик Штоллрефлекс Д-1249

ГУДП "Технопласт"

Технопласт белый

Технопласт желтый

Текстур М1

Текстур М2

Таким образом износостойкость летом у красок в 2-18 раз, а у термопластиков - в 10-25 раз выше, чем в осенне-зимний период, при одинаковых условиях испытаний. Следовательно, снижение износостойкости разметки зимой обусловлено, главным образом, низкими температурами и резкими переходами температур от положительных к отрицательным и наоборот.

Износостойкость разметочных материалов обусловлена рядом факторов:

1. структурно-реологическими и деформативными свойствами разметочного материала;

2. деформативными свойствами асфальтобетонного покрытия;

3. взаимодействием разметочного материала с материалом покрытия автодороги (адгезией к покрытию);

4. влиянием климатических условий, особенно воздействием переменных температур от положительных к отрицательным и наоборот;

5. присутствием замерзающей и оттаивающей в порах материалов воды;

6. величиной эксплуатационной нагрузки.

Поскольку 2, 4 и 6 факторы при испытаниях были одинаковыми, полученные результаты объясняются, по-видимому, влиянием 1,3 и 5 из перечисленных выше факторов.

Коэффициенты температурного расширения и сжатия (деформативные свойства) разметочных материалов, как и их износостойкость, определяются главным образом влиянием полимера -связующего в рецептуре материала, тогда как для асфальтобетона они зависят в основном от наполнителя. Поэтому деформативные свойства этих материалов всегда будут разными. Очень прочное сцепление (высокая адгезия) между материалом разметки и дорожным покрытием в условиях температурных колебаний из-за разницы в деформативных свойствах приводит к трещинам, нарушению сплошности и разрушению разметки.

Ранее считали, что чем выше адгезия разметочного материала к покрытию автодороги, тем долговечнее разметка. Поэтому отечественные производители стремились увеличить адгезию и достигли успеха. Однако сравнительные эксплуатационные испытания отечественных и зарубежных разметочных материалов показывают, что зарубежные материалы Клиносол и Синожет-Севр, адгезия которых к асфальтобетону в два раза меньше, более долговечны в эксплуатации, чем отечественные термопластики. Следовательно, адгезия должна в условиях температурных деформаций позволять материалам скользить друг относительно друга без нарушения их сплошности. Адгезионные связи должны относительно легко разрушаться и вновь образовываться на новом месте. Таким образом, решение проблемы повышения износостойкости разметки зависит от решения вопросов создания наилучших условий для совместной работы разметки и покрытия автодороги. Это в равной мере относится также и к другим разметочным материалам - холодным пластикам, лентам и т.д. Это не снимает, также проблемы повышения качества самих материалов, улучшения их структуры, поскольку на огромной территории России существует несколько климатических зон. Кроме того, автодороги имеют разную эксплуатационную нагрузку, т.е. сказывается одновременное влияние 4, 5 и 6-го факторов. Степень воздействия последнего зависит от прочности структуры материала.

Поэтому актуальность проведения исследований и создания банка данных по износостойкости различных разметочных материалов на разных типах дорожных покрытий, в зависимости от климатических условий и эксплуатационной нагрузки, а также разработки нормативно-технической документации, регламентирующей использование различных материалов в зависимости от условий эксплуатации очевидны.

Проведенные исследования позволили уточнить требования к показателям качества термопластиков для разметки дорог, разработанные с учетом требований ГОСТ Р 51256-99 и Европейского стандарта EN 1436.

Таблица 6

Наименование показателей

Технические требования

1. Остаток сухого вещества, %, не менее

2. Скорость истечения расплава, г/сек

5-10

3. Плотность, г/см 2

1,9-2,2

4. Растекаемость при рабочей температуре, мм, не более

5. Температура размягчения, °С, не менее

6. Температура расплава, °С, не более

7. Температура при нанесении расплава, °С, не более

8. Время отверждения при 20° C , мин, не более

9. Адгезия на сдвиг к асфальтобетону, кгс/см 2

10-42

10. Водопоглощение, %, не более

0,01

11. Стойкость к статическому воздействию воды, ч, не менее

12.Стойкость к статическому воздействию насыщенного раствора хлористого натрия, ч., не менее

13. Коэффициент сцепления, не менее

14. Истираемость, г/час, не более

0,25

Холодный пластик для разметки дорог

Горизонтальная разметка, нанесенная красками, даже теми, которые обладают высокой износостойкостью, в климатических условиях России служит, в основном, не более года. Для повышения износостойкости до 2-х лет и более используют холодный пластик, который наносится холодным способом. Холодный пластик - это двухкомпонентная система, вторым компонентом которого является отвердитель. Он вводится в композицию непосредственно перед нанесением разметки. Для нанесения разметки этим способом необходимо оснащать маркировочные машины специальным узлом для смешения композиции пластика с отвердителем и тщательно следить за тем, чтобы в нем не оставалось этой смеси. Чтобы избежать этого, часто ограничиваются теми видами работ, которые производятся вручную, например, нанесение стрелок или пешеходных переходов по трафарету мастерком, валиком, либо волочильным ящиком - пластомаркером.

До последнего времени в России холодные пластики не производились. Однако в настоящее время ООО «Эльф-2000» разработало способ нанесения разметки на основе холодного пластика «Дегароуд» фирмы «Дегусса» (Германия) с использованием отечественных и зарубежных компонентов и организовало производство холодного пластика для разметки дорог «Максидур» (ТУ 5772-003-45022134-97). Он представляет собой дисперсию пигментов и наполнителей в метакриловой смоле с использованием в качестве отвердителя дибензоилпероксида в виде 50% порошка или пасты. Он обладает высокой атмосферостойкостью, долговечностью, стойкостью к истиранию, адгезионной прочностью. Его основные качественные характеристики: цвет - белый, плотность - 1,85 г/см 3 , белизна - не менее 85%, время отверждения - не более 30 минут, расход материала при толщине 2-2,5 мм - 3,5-4 кг/м 2 , срок хранения - не менее 1 года в упаковке изготовителя (герметично закрытые металлические ведра до 25 кг), в сухом, защищенном от света месте при температуре не ниже 5°С. Условия нанесения разметки: температура воздуха - 5-40°С, влажность до 85%. Для повышения видимости разметки в ночное время, дождливую и пасмурную погоду используют стеклянные микрошарики в количестве 200 г/м 2 .

Маркировочные материалы специального назначения

Штучные формы из полимербетона для разметки пунктирных линий разработаны и изготавливаются в Центральном научно-конструкторском бюро (г. Москва). Материал представляет собой блоки толщиной от 4 до 40 мм, на лицевой поверхности которых нанесен специальный световозвращающий состав со стеклошариками.

Коэффициент плотности свечения при световозвращении составляет 230 мкд/лк.м 2 , коэффициент яркости - 60-75%.

Материал обладает высокой морозостойкостью, химически нейтрален, не пропускает влагу.

Установка в покрытие осуществляется при помощи «врезки» в слой покрытия, либо наклейки на покрытие специальной мастикой.

Гарантийный срок эксплуатации - 25 лет.

Заключение

В статье представлены все имеющиеся на сегодняшний день маркировочные материалы российского производства. Ассортимент их пока еще невелик и не может полностью удовлетворить потребности дорожно-эксплуатационной службы России.

Уровень качества соответствует международным стандартам пока только для отдельных красок, однако есть все основания надеяться, что в ближайшем будущем и отечественные производители пластиков также достигнут необходимого уровня.

Нелли Костова,

Заведующая лабораторией, канд. хим. наук

Владислав Юмашев,

Генеральный директор ФГУП «СОЮЗДОРНИИ», академик PAT , профессор

(Журнал «Дорожная техника и технологии» № 5, 2001)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СРОК СЛУЖБЫ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Канд. техн. наук В.Д. Белов
(ФГУП РОСДОРНИИ)

В настоящее время дорожная разметка является обязательным элементом обустройства автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. Она достаточно эффективно используется как на простых участках автомобильных дорог, так и на участках, имеющих особые режимы движения транспортных средств, выполняющих маневры, связанные с изменением траектории их движения. Особенно эффективна разметка при движении в темное время суток, когда водители в свете фар видят лишь участок проезжей части перед автомобилем. В этом случае разметка помогает водителю определить необходимое положение автомобиля на проезжей части и верную траекторию движения автомобиля.

При высокой эффективности обеспечения безопасности дорожного движения, следует отметить, что разметка автомобильных дорог является достаточно дорогостоящим мероприятием и ее преждевременный износ приводит не только к потере средств и материалов, затраченных на ее устройство, но и к снижению безопасности движения в случае отсутствия разметки. В связи с этим важно обеспечивать максимальный срок службы разметки, который должен быть не ниже срока ее функциональной долговечности, установленной ГОСТ Р 51256-99.

Как показала практика, срок службы дорожной разметки зависит от следующих факторов:

> качества дорожного покрытия и его подготовки для нанесения разметки;

> условий движения на участке нанесения разметки;

> качества разметочного материала;

> соблюдения технологии устройства разметки;

Только внимательный учет всех перечисленных факторов позволит обеспечить срок службы разметки, отвечающий нормативному сроку её функциональной долговечности.

Качество дорожного покрытия является существенным фактором, от которого зависит долговечность дорожной разметки. Если покрытие не соответствует установленным нормам, то разметка на нем будет быстро истираться или должным образом не различаться на дороге. При этом большое значение имеет тип покрытия.

Для нанесения дорожной разметки наиболее предпочтительно асфальтобетонное покрытие. На нем разметка хорошо различима, равномерно истирается в процессе эксплуатации и имеет хорошую адгезию. Снижение долговечности разметки наблюдается на асфальтобетонных покрытиях с низкокачественными битумами либо с повышенным содержанием битума в смеси. Это приводит к «выпотеванию» битума на поверхность и «закатыванию» разметки.

На цементобетонном покрытии, из-за наличия щелочной среды, разметка не имеет стабильных результатов по показателю долговечности. При одних и тех же условиях сроки эксплуатации разметки на цементобетонном покрытии могут существенно различаться. Чтобы исключить это, иногда проводят предварительную подгрунтовку поверхности, но это удорожает стоимость разметки и усложняет технологию ее нанесения, т.к. при повторном проходе разметочной машины трудно совместить линию основной разметки с подгрунтовкой.

На покрытии из брусчатки краска, используемая для разметки, не проникает внутрь материала, что значительно ухудшает адгезию. Повысить адгезию брусчатки можно только путем ее предварительной пескоструйной обработки. Срок эксплуатации дорожной разметки на брусчатке обычно не превышает 3 месяца.

На долговечность дорожной разметки влияет и степень износа покрытия. Старое, крошащееся дорожное полотно не в состоянии удержать на себе разметку долгое время (рис. 1), поэтому срок ее эксплуатации будет крайне низок.

Рис. 1 Пример изношенного покрытия

Условия движения на участке нанесения разметки существенным образом влияют на скорость износа разметки, которая в прямой степени зависит от интенсивности движения. Чем выше интенсивность движения, тем чаще происходит наезд колес автомобиля на линию разметки. Однако наибольшее влияние на износ дорожной разметки оказывает нагрузка на ось автомобиля. Так, по данным зарубежных исследований, износ зависит от нагрузки следующим образом:

И - износ разметки;

Заметное влияние на износ разметки оказывает ширина полос движения. Так, на узких полосах движения вероятность наезда на линии продольной разметки выше, чем на широких.

Характер маневра автомобилей на дороге также оказывает заметное влияние на износ отдельных элементов разметки. На участках горизонтальных кривых малого радиуса без уширении проезжей части часто можно видеть, что разметка краевой линии с внутренней стороны кривой изношена гораздо больше, чем с внешней за счет смещения траектории движения автомобилей к внутренней стороне кривой (рис. 2). Повышенный износ разметки можно также наблюдать на участке торможения перед перекрестком, переходно-скоростных полосах, поперечных линиях разметки и на других участках.


Рис. 2. Пример износа краевой линии разметки с внутренней стороны кривой малого радиуса

В связи с этим, при проектировании схемы разметки важным является учет траектории движения автомобилей на характерных участках дорог.

Качество разметочного материала является одним из главных факторов, определяющим срок службы дорожной разметки. Невозможно на дорогах с высокой интенсивностью движения обеспечить функциональную долговечность разметки, если использовать материалы, не обладающие высокой износоустойчивостью.

Материалы, применяемые для разметки дорог, по своей долговечности условно могут быть разделены на 5 классов (табл. 1)*.

* По данным ФГУП «СОЮЗДОРНИИ»

Таблица 1

Классы разметочных материалов

Класс материала

Материал

Краска 1 класса

Краска 2 класса (износоустойчивые)

Спрей-пластик (толщина слоя до 1,2 мм )

Термопластик, маркировочные ленты (толщина слоя 2-4 мм )

Холодный пластик (толщина слоя 2-3 мм )

При этом следует отметить, что износоустойчивые материалы, которые применяют на дорогах с высокой транспортной нагрузкой, по стоимости значительно дороже менее износоустойчивых материалов, которые могут быть использованы на дорогах с низкой интенсивностью движения. Однако, на дорогах с низкой интенсивностью движения можно использовать материалы с высокой износоустойчивостью, но их расход может быть снижен, что также даст экономию средств при обеспечении требуемой функциональной долговечности разметки. Норма расхода краски, обеспечивающая функциональную долговечность разметки на дорогах различных категорий, должна быть указана в технической документации (сертификат качества, инструкция по применению). Обычный расход материалов для разметки дорог II - III категорий, указаны в табл. 2.

Таблица 2

Средняя норма расхода разметочных материалов

Материал

Плотность материала, г/см 3

Толщина слоя, мм

Средний расход, кг/м 2

Термопластик

Холодный пластик

На дорогах с высокой интенсивностью движения норма расхода может быть повышена, а при низкой интенсивности движения - немного снижена. При этом следует иметь ввиду, что увеличение нормы расхода целесообразно не для всех красок, т.к. при повышенной норме расхода время высыхания краски может возрасти выше нормативного значения, что затруднит технологию ее нанесения и вызовет большие задержки движения. Естественно, что на дорогах с низкой интенсивностью движения снижать расход краски 1 класса не имеет смысла.

Для дорог с различной интенсивностью движения расход краски может быть принят в соответствии с табл. 3.

Таблица 3

Ориентировочный расход краски для дорог с различной интенсивностью движения

Интенсивность движения, авт/сут

Расход краски, г/м 2

Одним из методов обеспечения круглогодичного наличия разметки на проезжей части является сочетание различных типов материалов. Так, если весной разметка была нанесена краской и к осени она уже отработала положенный срок функциональной долговечности, то к зиме разметка может быть возобновлена с применением с прей пластика.

Выбор разметочного материала зависит от его назначения и конкретных условий эксплуатации. В частности, выбор зависит от интенсивности движения, ширины полос движения, вида разметки, организации движения на участке нанесения разметки, определяющей интенсивность износа разметки, типа и качества дорожного покрытия, технологии его содержания. Здесь могут быть использованы «Методические рекомендации по выбору и применению материалов для разметки автомобильных дорог», разработанные ФГУП СОЮЗДОРНИИ, в которых в той или иной степени учтено влияние перечисленных факторов. Вместе с тем, степень влияния отдельных факторов практически не изучена и требует проведения соответствующих исследований, которые запланировано провести ФГУП РОСДОРНИИ в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, при выполнении работ по теме «Исследование проблем влияния современных материалов, применяемых для нанесения дорожной разметки, на аварийность».

Соблюдение технологии выполнения разметочных работ оказывает серьезное влияние на долговечность дорожной разметки. Следует неукоснительно соблюдать рекомендации по технологии подготовки и нанесения на покрытие разметочного материала, а также рекомендуемые режимы использования машин и оборудования для нанесения разметки.

Перед нанесением разметки дорожное покрытие должно быть очищено от пыли и грязи и просушено.

Следует помнить, что на срок службы дорожной разметки оказывают влияние погодные условия. Срок службы разметки будет значительно снижен, если она нанесена сразу после дождя или мойки. Даже если верхняя часть покрытия просохла, его поры еще заполнены водой, которая ухудшает адгезию разметочного материала.

На срок службы разметки оказывают влияние также температура и влажность воздуха в момент ее нанесения. Полезно знать зависимость вязкости краски данного типа от температуры, чтобы правильно определить необходимость добавки в краску растворителя и установить пропорцию для получения распыла оптимального качества. Кроме того, работа при очень высоких температурах может привести к преждевременному высыханию краски, поэтому стеклошарики, рассыпаемые сразу после нанесения разметки, не проникнут внутрь слоя нанесенной краски и не закрепятся в нем. Подобное покрытие уже через неделю после нанесения теряет 50% световозвращающей способности в ночное время, а через месяц - количество шариков будет составлять менее 10% от нанесенного. При температуре более 30°С и влажности ниже 50% необходимо принимать специальные меры по снижению скорости высыхания краски.

Загрязнение покрытия в летний период (пыль, грязь, выносимая на покрытие с грунтовых дорог) должно устраняться с помощью поливомоечной техники. Применение металлических механических щеток по сравнению с пластмассовыми щетками также способствует более быстрому износу разметки.

Согласно данным из зарубежных источников, обработка дорожного покрытия в зимний период песчано-соляными смесями снижает сроки эксплуатации дорожной разметки в 2 раза. Поэтому следует неукоснительно соблюдать рекомендуемые нормы распределения противогололедных материалов, а по возможности переходить на применение жидких хлоридов для борьбы с гололедом.

Таким образом, только учет всех перечисленных факторов позволит обеспечить достаточно высокий срок службы дорожной разметки, соответствующий требованию ГОСТ Р 51256-99 к ее функциональной долговечности.

ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Канд. техн. наук В.В. Чванов
(ФГУП РОСДОРНИИ)

Отечественный и зарубежный опыт статистического анализа аварийности свидетельствует о существенном влиянии, которое оказывают основные элементы поперечного профиля дорог на безопасность движения. К таким элементам, прежде всего, относятся ширина проезжей части и полос движения, число полос движения, ширина обочин, ширина разделительной полосы. Фундаментальные исследования влияния указанных факторов на безопасность движения, выполненные проф. В.Ф. Бабковым, позволили установить закономерности формирования аварийности под влиянием параметров поперечного профиля дорог и разработать на их основе систему мероприятий по сокращению риска ДТП . Целым рядом зарубежных исследований также установлена высокая значимость совершенствования параметров поперечного профиля дорог с учетом их влияния на безопасность движения .

Актуальность таких исследований применительно к дорогам общего пользования России и, особенно, федеральным дорогам, в настоящее время высока, если учесть наблюдаемый в последние годы качественный рост интенсивности движения, появление в составе транспортного потока большой доли легковых автомобилей с высокими динамическими характеристиками, а также современные транспортно-эксплуатационные показатели дорожной сети, которые существенным образом отличаются от показателей 20-30 летней давности. В современных условиях параметры поперечного профиля дорог оказывают определяющее влияние на уровень загрузки дорог, режимы и безопасность движения.

Исходя из указанных предпосылок, целью настоящих исследований явилось установление закономерностей влияния параметров поперечного профиля на показатели риска ДТП дорог различного типа. В качестве объекта исследования рассматривалась федеральная дорожная сеть общей протяженностью 46,4 тыс. км, имеющая полную информацию о показателях технического уровня и эксплуатационного состояния, включая сведения о параметрах поперечного профиля, интенсивности движения и аварийности. В качестве исследуемых факторов дорожных условий, оказывающих влияние на безопасность движения, рассматривались следующие параметры поперечного профиля дорог:

Число полос движения по типам автомобильных дорог;

Наличие и ширина разделительной полосы (для многополосных дорог);

Ширина проезжей части и полос движения (по типам автомобильных дорог);

Ширина обочин с учетом их укрепления (по типам автомобильных дорог).

Последовательно рассматривая результаты оценок совокупности указанных факторов на показатель риска ДТП, следует отметить следующее.

В результате исследований установлено, что число полос движения оказывает существенное влияние на риск ДТП в сопоставимых условиях движения (вне застроенной территории).


Рис. 1 Обобщенные данные оценки показателя риска ДТП на дорогах с различным числом полос движения по типам дорог:
А - трехполосные дороги с разметкой проезжей части;
В - то же, без разметки проезжей части;
С - многополосные дороги без разделительной полосы;
D - то же, с разделительной полосой

Предоставленные данные (рис. 1) в целом подтверждают наличие более высоких средних показателей риска ДТП на двухполосных и трехполосных дорогах, а также закономерное снижение показателя риска ДТП на многополосных дорогах с разделительной полосой. Исследованием было охвачено: 8661 км двухполосных дорог, а также 765 км и 925 км , многополосных дорог без разделительной и с разделительной полосой, соответственно.

Полученные данные использованы для оценки эффективности мероприятий по снижению риска ДТП с увеличением числа полос движения. Результаты такой оценки приведены в табл.1.

Таблица 1

п/п.

Увеличения числа полос движения

Уменьшение показателя риска ДТП
(% к исходному уровню )

от 2 до 4 без устройства разделительной полосы

от 2 до 4 с устройством разделительной полосы

от 4 до 6 без устройства разделительной полосы

от 4 до 6 с устройством разделительной полосы

от 6 до 8 без устройства разделительной полосы

от 6 до 8 с устройством разделительной полосы

от 4 до 6 на дорогах с разделительной полосой

от 6 до 8 на дорогах с разделительной полосой

Исходя из результатов анализа, приведенных в табл.1, можно также сделать вывод о высокой эффективности устройства разделительной полосы при увеличении числа полос движения, которое позволяет почти в 2 раза дополнительно снизить риск ДТП. Вместе с тем, эффективность данного мероприятия следует рассматривать с учетом ширины устраиваемой разделительной полосы, которая также оказывает существенное влияние на относительные показатели аварийности. Данные, приведенные на рис. 2, свидетельствуют, что существенное сокращение наблюдаемого риска ДТП достигается при ширине разделительной полосы более 2,5-3,0 м. При меньшей ширине разделительной необходимо предусматривать установку барьерных ограждений.

Результаты исследований, подтверждают также, что наименьшая ширина центральной разделительной полосы, по нормам проектирования равная 5-6 м в зависимости от класса дорог , в целом обеспечивает высокий уровень безопасности движения. Вместе с тем, при реконструкции и капитальном ремонте дорог и при соответствующем обосновании, она может быть уменьшена до 3,5-4,0 без существенного влияния на повышение риска ДТП (менее 5%).

К числу важнейших исследуемых факторов, оказывающих существенное влияние на безопасность движения, следует отнести ширину проезжей части дорог. Предшествующие отечественные исследования, обобщение которых было выполнено проф. В.Ф. Бабковым, указывали на очевидную зависимость между аварийностью и шириной проезжей части дорог, согласно которой по мере увеличения ширины проезжей части относительная аварийность снижалась .

И органов исполнительной... по заданию Росавтодора проектов национальных... 0 УНТИ ФГУП «РосдорНИИ» Повышение безопасности дорожного движения 2.5.3. Исследование...

  • О траслевой дорожный методический документ методические рекомендации по определению физико-механических свойств асфальтобетонов из горячих смесей гармонизированных с европейскими нормами федеральное дорожное агентство (росавтодор)

    Методические рекомендации

    Горячих смесей, гармонизированных с европейскими нормами Федеральное дорожное агентство (Росавтодор ) Москва 2010 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Обществом... замечания и предложения от следующих организаций: ФГУП «Росдорнии» , ОАО «АБЗ №1», ООО «Смоленск- ...

  • ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

    Методические рекомендации

    ДВИЖЕНИЯ» Федеральное дорожное агентство (Росавтодор ) Москва 2011 Предисловие РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «РОСДОРНИИ» ВНЕСЕН... дорог низких категорий». 1 этап. ФГУП «РОСДОРНИИ» , 2010. Закон РФ «О недрах» от...

  • Отраслевой дорожный методический документ руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации дтп при эксплуатации автомобильных дорог

    Руководство

    1. Разработан ФГУП "РОСДОРНИИ" (Федеральное государственное унитарное предприятие РОСДОРНИИ ) по заказу Росавтодора . 2. Внесен... сохранности автомобильных дорог Росавтодора . 3. Издан на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства . 4. Имеет...

  • Дорожная разметка проезжей части стала необходимым и привычным элементом дизайна автомобильных дорог.

    Являясь важным средством организации, упорядочения движения транспортных потоков, она позволяет без больших финансовых затрат увеличить скорость движения автомобилей и пропускную способность дороги. Качественная разметка дорог помогает также более чем на 20 % уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

    Такие важные материалы, как краски для дорожной разметки , играют очень важную роль в обеспечении процесса дорожного строительства и ремонта.

    Основные сведения о дорожной разметке

    Вид нанесенной разметки, т. е. местоположение, формы и размеры линий, фигур и надписей, а также цвет разметки устанавливаются ГОСТ 13508-74 «Разметка дорожная», ВСН 23-75 «Указания по разметке автомобильных дорог» и ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».

    Наиболее часто применяется дорожная разметка белого или желтого цвета, но в специальных случаях она может иметь и другой цвет, для этого существуют специальные дорожные лакокрасочные материалы.

    Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Функциональная долговечность временной разметки ограничивается продолжительностью дорожно-строительных работ или других событий, потребовавших ее введения. (В соответствии с ГОСТ Р 51256-99 временная разметка должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение.)

    Эффективность работы разметки определяется ее хорошей видимостью в любое время суток, в любую погоду независимо от времени года и обеспечением необходимого сцепления с колесом автомобиля, т. е. состоянием разметки в течение всего срока функционирования, который, по зарубежным стандартам, должен быть не менее одного года.

    Состояние разметки, ее долговечность определяются как свойствами материала, из которого она выполнена, так и условиями эксплуатации: интенсивностью движения, шириной проезжей части, наличием искривлений и разворотов на автодороге, назначением линий разметки (т. е. положением линий или рисунков разметки), а также климатическими условиями.

    В настоящее время в России нет научно обоснованного нормативного документа, устанавливающего связь между условиями эксплуатации маркировочного материала и его качеством. Эти нормы есть в австрийском стандарте ONORM B 2440 «Разметки дорожных покрытий. Требования к материалу и его нанесению», в котором нормируется деление материалов на четыре класса в зависимости от группы их применения, связанной с назначением линий разметки и интенсивностью изнашиваемости.

    Для определения группы применения уровень воздействия каждого из указанных выше факторов, оказывающих влияние на износ разметки, оценивается определенным количеством баллов.

    Например, воздействие cреднесуточной интенсивности движения разделяется на три уровня:

      Менее 5000 авт/сут. - 1 балл;

      От 5000 до 10 000 авт/сут. - 2 балла;

      Более 10 000 авт/сут. - 3 балла.

    Ширина проезжей части до 6 м и ширина полосы движения до 3 м - 3 балла;

    соответственно, то же от 6 до 7,5 м и от 3 до 3,5 м - 1 балл;

    выше 7,5 и 3,5 м - 0 баллов.

    Краевые линии - 0 баллов, разметка мест парковки - 2 балла, разметка в секторе разворотов на пересечениях дорог - 3 балла, на искривлениях радиусом до 70 м и осевых линиях - 4 балла.

    Линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется непостоянно - 5 баллов, постоянно - 10 баллов и т. д.

    Суммируя баллы, получают 4 группы применения разметки:

      1-я группа (наименьшая эксплуатационная нагрузка) - 1-4 балла;

      2-я группа - 5-8 баллов;

      3-я группа - 9-12 баллов;

      4-я группа (наибольшая эксплуатационная нагрузка) - более 12 баллов.

    Каждой группе должен соответствовать материал, обладающий оптимальными свойствами, обеспечивающими долговечность нанесенной разметки в течение определенного срока (т. е. относящийся к определенному классу). При этом устанавливается четыре класса для сроков функционирования разметки от 12 до 48 мес. Эти идеи заслуживают внимания и могут быть использованы в отечественной нормативно-технической документации.

    Для набора статистических данных по изнашиваемости материалов с целью определения их класса проводятся испытания на стендовом оборудовании, моделирующем условия эксплуатации материалов на дороге. В качестве примера можно назвать кольцевой стенд СоюздорНИИ. По результатам, полученным при стендовых испытаниях, как будет показано ниже, рассчитывают долговечность разметки на автодороге. Поэтому необходимо, чтобы эти испытания были главной составной частью сертификационных испытаний всей краски для дорожной разметки на рынке России.

    Общие понятия о маркировочных материалах

    Для разметки применяют различные материалы: специальные устойчивые краски , термопластики , спрей-пластики, термопластичные ленты, холодные пластики, а в отдельных специальных случаях - керамическую и клинкерную брусчатку, фарфоровую крошку, штучные формы из белого полимеро- или цементобетона, цветного асфальтобетона, разметочные блоки и плиты, металлические кнопки и другие материалы. Однако наибольшую долю в общем объеме применяемых для этой цели материалов составляют краски и термопластики.

    Маркировочные дорожные лакокрасочные материалы различаются не только по химическому составу, но также по технологиии нанесения и продолжительности службы разметки. Но именно химический состав определяет как технологию нанесения, так и долговечность разметки. Как правило, маркировочный материал - сложная система, содержащая от 4 до 6 и более компонентов, в числе которых - пигмент, наполнители, полимеры, пластификаторы, специальные добавки, растворители. Каждый из компонентов играет свою важную роль, но самым главным из них, определяющим устойчивость, прочность структуры и, в конечном счете, долговечность разметки, является полимер-связующее.

    Современные пластики и краски для дорожной разметки являются высоконаполненными системами. По европейскому стандарту нормативом показателя «остаток сухого вещества» является величина не менее 75 % для красок и не менее 97 % для пластиков. Причем эти нормативы устанавливаются в разделе «Экологические требования», ограничивая выброс растворителей и других легколетучих органических веществ в атмосферу и одновременно решая вопросы качества материалов.

    По технологии нанесения маркировочные материалы можно разделить на два класса. Это материалы, которые используют для нанесения дорожной разметки в холодном состоянии при температуре окружающего воздуха. К ним относятся краски и эмали на органических растворителях, водно-дисперсионные краски, холодные пластики. К числу материалов, которые наносят на покрытие автодороги горячим способом (используя расплавы, нагретые до температуры 180-220 °С), относятся термопластики, спрей-пластики, а также термопластичные ленты, приклеиваемые к асфальту с помощью газовой горелки. Температура воздуха и покрытия при нанесении разметки этими материалами должна быть в интервале 5-35 °С.

    Краски и эмали применяют для вертикальной и горизонтальной разметки. В зависимости от состава и эксплуатационной нагрузки они могут обеспечить срок службы горизонтальной разметки от одного сезона до одного года. Большим преимуществом красок и эмалей является удобная и безопасная технология применения.

    Холодные пластики используют для нанесения разметки в местах наибольшего износа (например, на пешеходных переходах). Они обеспечивают срок службы в течение 2-х и более лет.

    Для повышения сроков службы разметки на автодорогах с высокой интенсивностью движения применяют материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки по горячей технологии.

    Световозвращающие материалы

    С точки зрения человека, сидящего за рулем автомобиля, самое главное свойство разметки - ее хорошая видимость и при ярком свете, и темной ночью, и под проливным дождем, и в пасмурную погоду, и при свете солнца, и при свете фар. Благодаря этому ее свойству удается сократить количество дорожно-транспортных происшествий в ночное время на 30 %.

    Хорошая видимость достигается использованием в разметке дорог таких современных ЛКМ, как световозвращающие материалы. Один из таких материалов - светоотражающие стеклянные микрошарики (СМШ) .

    СМШ не применяются самостоятельно в качестве разметочного материала, а только в сочетании с ним для повышения видимости разметки, особенно в ночное время, дождливую и пасмурную погоду. Светоотражающее свойство СМШ основано на способности стеклянных микрошариков, которые находятся на поверхности материала разметки, преломлять свет, идущий от фар автомобиля, и отражать его под другим углом так, чтобы он попадал в глаза водителю.

    Для достижения наибольшего эффекта стеклянные микрошарики должны быть абсолютно прозрачными и (в идеальном случае) не содержать пузырьков газа.

    Существует три способа нанесения СМШ:

      Введением внутрь маркировочного материала в количестве 10-20 %;

      Посыпанием поверх свеженанесенной разметки в количестве 200-300 г/м 2 ;

      Сочетанием этих двух способов одновременно.

    Чтобы свет фар, преломленный шариком и отраженный от его внутренней поверхности, попал в наибольшем объеме в глаза водителю, шарик должен возвышаться над поверхностью разметки наполовину, а его поверхность должна быть свободна от маркировочного материала. В этом случае он тоже достаточно хорошо удерживается материалом разметки. Но если шарик выступает из слоя разметки более, чем наполовину, он легко будет сбит колесом автомобиля. А если шарик погружен в слой материала разметки более, чем наполовину, объем отраженного света уменьшается.

    Толщина высохшего слоя краски в разметке составляет 150-300 мкм. Размер шариков должен быть соизмерим с этой величиной, поскольку для эффективного и длительного их действия шарики должны лежать хотя бы в два слоя. Исследованиями СоюздорНИИ установлено, что для краски наилучшими - и в отношении долговечности разметки, и в отношении световозвращения - являются СМШ размером 70-160 мкм.

    Холодные пластики, термопластичные лакокрасочные материалы наносят обычно слоем 2-4 мм. Для них можно использовать шарики размером до 1 мм. В дождливую погоду, когда шарик покрыт пленкой воды, условия более благоприятны для световозвращения большими шариками. Подбирая гранулометрию используемых шариков, необходимо учитывать все эти факторы.

    Погружение СМШ в материал разметки обеспечивается их большей по сравнению с материалом плотностью, необходимые светотехнические характеристики - показателем преломления используемого стекла. Чтобы прочно удерживаться в материале разметки, СМШ должны обладать хорошим сцеплением с ним. Для этого поверхность шариков обрабатывают специальными составами для придания им гидрофобных свойств.

    Материалы для нанесения дорожной разметки холодным способом

    Краски для разметки дорог на органических растворителях (новые разработки):

    В основе концепции новой краски, которую предлагает сегодня производитель ЛКМ - использование в качестве связующих акриловых сополимеров отечественного производства при минимальном содержании органических растворителей.

    Поскольку самым важным обобщающим показателем качества материалов для разметки дорог является срок их службы, были проведены исследования влияния акриловых полимеров отечественного производства на износостойкость краски.

    Существующий метод испытания износостойкости лакокрасочных покрытий по ГОСТ 20811-75 не соответствует условиям эксплуатации разметки и не коррелирует с реальными сроками ее службы. Поэтому для оценки износостойкости краски в СоюздорНИИ был изготовлен лабораторный стенд, что позволило разработать методику, моделирующую условия эксплуатации разметки на дороге.

    Изнашивание краски производится обрезиненными колесами подвижной колесной пары в присутствии абразива (люберецкого песка фракции 0-0,63 мм) и воды под нагрузкой 2 кгс/см 2 . Краску наносят на металлические пластинки, высушивают до постоянной массы, укрепляют на стенде и испытывают в течение 1 часа. Износ на истираемой площади оценивают путем взвешивания пластинок до испытания и после него.

    Введение акриловых полимеров уменьшает износ краски в 2-10 раз, при этом вязкость остается в пределах рабочих значений 40-80 с. Кроме того, краска приобретает яркий белый цвет, а ее седиментационная устойчивость значительно повышается.

    Для улучшения видимости разметки в ночное время внутрь краски непосредственно перед применением можно вводить (при постоянном перемешивании) световозвращающие стеклянные микрошарики (СМШ) размером 70-160 мкм, а также наносить их на поверхность свеженанесенной разметки.

    В зарубежных исследовательских центрах системы разметки постоянно совершенствуются. Разрабатываются новые материалы и технологии их нанесения на дорогу c целью увеличения видимости разметки и прочности ее сцепления с колесом автомобиля в самых сложных погодных условиях. Одновременно для этих технологий разрабатываются машины. Многие зарубежные фирмы выпускают машины и материалы в комплексе.

    На отечественный рынок дорожно-ремонтной продукции поступает большое количество материалов из Западной Европы, Азии, стран СНГ. Фирмы, которые их предлагают, это либо известные производители лакокрасочных материалов, либо специализированные фирмы, выпускающие различные краски для дорожной разметки, (а часто и оборудование для их нанесения), либо предприятия, которые сами ведут работы по разметке автодорог, либо имеют собственные современные исследовательские центры для совершенствования материалов и технологий разметки дорожных покрытий.

    Почти каждый день я хожу через пешеходный переход в районе Детского парка. Несмотря на то что парк детский и знаки «Пешеходный переход» установлены на каждом пересечении с автодорогами, его окружающими, приходится довольно долго стоять на переходе, ожидая сознательного водителя, который наконец уступит дорогу.

    Все ждал: вот нанесут «зебру» - и ситуация исправится. Допустим, водитель не заметил знаки, но яркие белые полосы, пересекающие дорогу, привлекут внимание и заставят притормозить. Однако нарисованная «зебра» не продержалась и пару месяцев!


    Опросил я и своих друзей и не нашел ни одного человека, кто был бы доволен сегодняшним состоянием с дорожной разметки в городе. Все хотят, чтобы она на дорогах была, причем была видна отчетливо. Вот только несколько причин: с разметкой удобнее ездить, наличие разметки позволяет предотвратить ряд спорных ситуаций, связанных с ДТП или штрафами.



    Вот все, что осталось от пешеходной «зебры» на Советской/Пугачевской.

    Раньше разметку на саратовские автодороги наносили обычной эмалью. Это недолговечный способ. По действующим ГОСТам сохранность такой разметки 3 месяца, 6 месяцев - при условии ее повторного нанесения. И вот на смену эмали пришли новые технологии.

    Самое первое упоминание о них в дорожной разметке, которое мне удалось разыскать, относится к 2001 году. Тогда в новостях Телеком-ТВ .

    Саратов в свое время стал своеобразным полигоном для испытания альтернативных материалов. Увы, они себя не оправдали. Алекандр Лопастейский, начальник саратовского участка «Саратовгостранссигнал»: «Пробовали термопласт у «Липок». Вместо 2 лет 2 месяца - и осыпался».

    В 2010 году в СМИ было анонсировано новшество. Разметка на городские дороги будет наноситься по-новому.

    В этом году в Саратове при нанесении разметки на городские дороги впервые массово применяется новая современная технология. Вместо краски, которой традиционно на асфальтовое полотно наносились разделительные полосы движения и «зебры», используется термопласт. Срок его гарантийной службы в два с лишним раза больше - не менее года.

    И что же, прошло два месяца - и разметка снова исчезла. По подсчетам корреспондента газеты «Наша версия в Саратове» Тимофея Бутенко, если бы ее наносили краской (у которой такая же долговечность), то экономия для бюджета составила бы порядка миллиона рублей. Этому были посвящены сразу две публикации в начале года: Вляпались в термо и Это же химия .

    Стоимость нанесения «зебры» краской равна приблизительно 160 рублям за 1 квадратный метр. Цена за 1 квадратный метр разметки с применением термопластика - 730 рублей! Почувствуйте разницу. Такая инновация обходится городскому бюджету в 5-6 раз дороже, а гарантия на «термозебру» всего на полгода больше.

    Одновременно этой проблемой заинтересовался и «Саратовский взгляд». В газете вышло две статьи на эту тему в начале 2011 года: Благоустройство без следа , Технология абсурда .

    Фирма-подрядчик, выполнявшая работы по благоустройству, - ООО «ПКФ «Интер КБ» стало победителем двух городских аукционов на выполнение работ «по нанесению горизонтальной разметки дорожно-уличной сети г. Саратова». Первый контракт за номером 077/2010 на 1,361 млн руб., второй 091/2010 на 242 тыс. рублей. Итого в общей сложности к компании-подрядчику должно было перекочевать более 1,5 млн руб. за нанесение разметки на 26 перекрестках, или 57 тыс. руб. за одну улицу.

    В апреле 2011 года на совещании при главе городской администрации председатель комитета по дорожному хозяйству В.Ю. Данилин сообщил : «В 2010 году для нанесения дорожной разметки был использован холодный пластик, который в процессе эксплуатации стал разрушаться. Суд обязал организацию, выполнявшую эту работу, полностью восстановить бракованную дорожную разметку при наступлении необходимых температур. Чтобы избежать повторения подобной ситуации, в 2011 году дорожная разметка будет наноситься горячим термопластом, более качественным и устойчивым».


    Летом 2012 года, когда начали выполнять работу по капитальному ремонту улицы Московской, в качестве маркировочного материала решили использовать тот же термопластик (Московскую разметят термопластом , видеоновость ).

    Сколько же должна лежать разметка? Откроем действующий государственный стандарт ГОСТ Р 51256-2011 «Разметка дорожная» и обнаружим там пункт

    5.4: «Разметка, выполненная термопластиком или холодным пластиком с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года, термопластиком или холодным пластиком с толщиной нанесения менее 1,5 мм - не менее шести месяцев, а красками (эмаль) - не менее трех месяцев».

    Надо заметить, что этот ГОСТ вступил в силу с сентября 2012 года, а по ГОСТ 51256-99, действующему на момент подписания контракта, касающегося работ на Московской, был установлен срок 1 год.

    А вот и разметка, которую нанесли на новом асфальте улицы Московской в октябре-ноябре прошлого года. Согласно ГОСТу сегодня она еще должна находится практически в первозданном виде.

    Перекресток Московской и Горького. Асфальт тут полностью перекладывали прошлой осенью. Затем наносили разметку.


    Одна из разделительных полос почти исчезла.


    Перекресток Московской и Радищева.




    А теперь о настоящем. В том самом тендере на ремонт дорог в 2013 году , который выиграл «Автогрейд», имеется 12 объектов с нанесением на поверхность дороги более 15 тонн термопластика и текст проекта муниципального контракта. В нем, в частности, написано:

    «Подрядчик обязуется:

    Выполнить работы, в соответствии со СНиПами, ГОСТами.

    Устранять за свой счет дефекты и брак, выявленные как при приемке работ, так и в течение срока предоставления гарантии качества выполненных работ.

    Результатом выполненных работ является достижение объектом указанным в технической документации показателям в соответствии со СНиПами, ГОСТами и другими действующими нормативными документами».

    Гарантийный срок на автодороги - 36 месяцев. Если опираться на ГОСТы, в соответствии с которыми выполнялись работы, то гарантия на разметку из термопластика должна продолжаться как минимум год.

    И вот пример дороги, которую начали делать летом этого года. Та же Московская.

    Прошли какие-то месяц-два, и если разметка на дороге еще «жива», то на парковочных карманах она местами размыта или же так была нанесена изначально.


    А вот эту разметку на площади Орджоникидзе, по словам местных жителей, нанесли в августе этого года.






    Разметка на улице Чернышевского.




    Да чего и говорить, если пешеходный переход у городской администрации выглядит так?


    Интересно, что с 2008 года разметку доверяют фирме ПКФ «Интер КБ». Но в этом году «Автогрейд», по слухам, привлек в качестве субподрядчика УНПП «Техдортранс» . Эта же компания, насколько мне известно, поработала в рамках субподрядных договоров с МУП «Городские дороги плюс» и МУП «Дорстрой» (заказчик - городской дорожный комитет). УНПП «Техдортранс» выиграло и аукцион на выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения 21 августа 2013 года, в соответствии с которым до конца октября будет потрачено еще 12 тонн термопластика и выполнено работ почти на 3 миллиона рублей по нанесению дорожной разметки.

    Судя по тексту контрактов и информации на сайтах, фамилии у директоров обеих фирм одинаковые. Да и вообще с фирмами этими история запутанная и полукриминальная. Можно почитать материал о них на сайте «Общественное мнение»: Лысые «зебры», или Как расписать бюджетный миллион .


    В связи с этим возникают закономерные вопросы.

    Почему в Саратове продолжают использовать одни и те же методы, которые, как видно из многолетнего наблюдения, не работают?

    Кто и как контролирует качество выполненных работ в течение гарантийного срока?

    Если кто-то и контролирует, то почему не устраняют (судя по обилию разрушенной или вообще не видной на улицах разметки)?

    Чтобы там ни говорили, но я и большинство саратовцев хорошую дорожную разметку и «зебры» на автодорогах видим лишь в течение нескольких месяцев от ее нанесения. А ведь от этого зависит безопасность дорожного движения!

    Завышенные требования к качеству дорожной разметки привели к ее полному отсутствию. Областной дорожный комитет отказывается платить подрядчикам и требует гарантийных работ. Те рискуют, но выигрывают суды. Эксперты говорят об экономии бюджета, которая дорогам пошла не на пользу.

    В комитете по дорожному хозяйству (КДХ) Ленобласти до конца следующей недели собираются объявить аукционы по нанесению разметки на региональные дороги. Однако, как стало известно 47news, в этом году выделят в четыре раза меньше средств, чем в прошлом, — только 40 вместо 170-ти миллионов рублей. Остальную работу КДХ намерен получить по гарантии с прошлогодних подрядчиков, которым пока даже не заплатил.

    Как уже писал 47news, в прошлом году на нанесение дорожной разметки стали две компании: ООО "РемСЭД" и ООО "Автолайн". Первая выиграла два лота на общую сумму свыше 95 миллионов рублей и должна была выполнить работу в 13-и районах Ленобласти. Вторая, более чем за 74 миллиона - еще в четырех районах с особенно хорошо развитой инфраструктурой: Всеволожском, Выборгском, Кировском и Приозерском. Все три контракта подразумевали нанесение разметки двумя разными способами: краской и термопластиком.

    Однако заложенные на разметку деньги так и остались в бюджете. В ходе проверки, проведенной прошлым летом областной прокуратурой, качество исполнения контрактов вызвало вопросы. В свою очередь КДХ, арендованные у дирекции КАД, отказался принимать работы. В ведомстве заявили, что разметка не соответствует требованиям и не стали ее оплачивать. В ответ подрядчики обратились в суд. В настоящее время три судебных процесса еще продолжаются.

    Однако, как выяснил корреспондент 47news, даже если судебные инстанции встанут на сторону подрядчиков и КДХ будет вынужден отдать им 170 миллионов рублей, эти деньги компании порадуют не сильно. Дорожное ведомство намерено обязать "РемСЭД" и "Автолайн" исполнить принятые ими гарантийные обязательства в полном объеме. Из-за сложной для дорожников минувшей зимы, разметки на региональных трассах почти не осталось. Прошлогодним подрядчикам в этом году фактически придется обустроить всю разметку заново — по гарантии.

    "То что происходит на территории Ленобласти сейчас, а я имею ввиду полное отсутствие разметки на региональных дорогах, лишний раз подтверждает, что мы приняли верное решение, когда отказались принимать работы", - прокомментировал 47news председатель областного КДХ Михаил Козьминых.

    Позицию дорожного комитета подкрепляют документы. В техзадании к выигранным компаниями конкурсам указано, что гарантийный срок обслуживания разметки, нанесенной пластиком, составляет два года, а нанесенной краской — один год. Сама законность таких требований у специалистов вызывает сомнения. Согласно регулирующему технические требования к разметке ГОСТу Р 51256-2011, ее долговечность должна составлять не менее трех месяцев для краски и не менее года для термопластика. Условия эксплуатации разметки ГОСТ не учитывает.

    По мнению экспертов, опирающихся на методические руководства ведущего исследовательского института отрасли "СоюзДорНИИ" и различные ведомственные нормы, тяжелые условия эксплуатации разметки в зимний период вынуждают не повышать, а наоборот — снижать срок ее гарантийного обслуживания. Использование-же краски, при усредненных расчетах воздействия на региональные дороги, вообще нецелесообразно. Краску при таких нагрузках следует заменить на один из видов пластика.

    Говоря проще, специалисты полагают, что в конкурсную документацию КДХ в прошлом году изначально были включены необоснованные гарантийные сроки. Генеральный директор ООО "РемСЭД" Наталия Огурцова с этим заключением согласна. Она сообщила журналисту, что подписывая контракт с КДХ на таких условиях, шла на осознанный риск.

    "Мы много лет сотрудничали с комитетом и не ожидали такого развития событий. Если бы работы были приняты, мы бы сначала осуществили гарантийное подкрашивание осенью, потом весной и разметка была бы цела. А так у нас с августа нет ни денег, ни возможности работать. Разумеется, за это время без обслуживания краска исчезла полностью, и теперь по гарантии придется выполнить работу заново", - прокомментировала Огурцова.

    Впрочем, руководитель "РемСЭДа" надеется, что пока продолжаются суды, годовой гарантийный срок на краску уже окончится. Отметим, что по обоим искам к КДХ суд первой инстанции встал на сторону компании.

    Дозвониться до гендиректора "Автолайна" Владимира Калачева 47news не удалось.

    "Такое ощущение, что в КДХ хотели сберечь бюджет и перестарались, задав совершенно нереальные требования к гарантийному качеству", - прокомментировал 47news один из экспертов.

    Объяснять нестандартные требования в прошлогодней конкурсной документации в дорожном ведомстве не стали. Впрочем, заместитель председателя комитета Алексей Волков, ответственный за спорную документацию, 21 апреля был уволен. По общепринятой версии, его , произошедшей на железнодорожном переезде в Глебычево. Согласно другому предположению, Волков покинул кресло зампреда из-за в ходе проверки трассы "Молодежное — Верхнее Черкасово". Ответственным за принятие ремонта этой дороги был он.

    Пока ясно, что появление на сайте госзакупок 40-миллионного конкурса на обустройство дорожной разметки можно ожидать к 5 июня. Судебные иски по прошлогодней разметке также должны завершиться до конца первого летнего месяца. Таким образом, с наступлением темных июльских ночей у автомобилистов теоретически есть шанс увидеть и новую разметку с хорошим светоотражением.

    Артем Шалякин,